РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКАЯ ГРАНИЦА
КОНТРОЛЬНО-ПРОПУСКНЫЕ ПУНКТЫ
Дружественные пограничные отношения между Монголией и Россией имеют давнюю историю. Нынешняя граница между Монголией и Россией установлена на основе договора «О государственной границе между МНР и СССР» от 1958 и 1976 годов.Управление пограничной службы Монголии ведет совместную работу с Пограничной службой ФСБ РФ на основе Договора между правительствами Монголии и РФ о сотрудничестве по пограничным вопросам от 1994 года в области охраны государственной границы, обмена информацией и опытом, а также подготовки профессиональных кадров.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Общая длина границ Монголии 8162 километра (из них 3543 километров с Россией).
По суше 2863 км., водные участки - 680 километров.
Российско-Монгольская государственная граница отмечена на местности 1925 пограничными знаками (основные - 964, промежуточные - 961).
В среднем за год Российско-Монгольскую границу пересекают 526074 пассажиров и 232282 единицы транспорта.
КПП на Российско-Монгольской границе
На Российско-Монгольской границе действуют 29 КПП.
(Это по информации с официального сайта Посольства Монголии в России). Из них:
Международные:
Цагааннуур, Боршоо,
Алтанбулаг, Сухэбатор, Эрээнцав
Двухсторонний, постоянный:
Тэс, Арц
уурь, Ханх, Бига-Илэнх, Зэлтэр, Агацын Гол, Ульхан, Эрээнцав
Сезонные пункты пропуска:
Баянзурх,
Хээгт, Шишгэд гол, Хонгор овоо, Цагаан арал, Хутаг-Ондор, Худэр, Тогтор,
Ямалхын гол.
Транзитные:
Асгатын гол, Харигий гол,
Бох морон, Тээл, Хандгайт, давст, Тэс.
На российско-монгольской границе открыто 8 автомобильных переходов и два железнодорожных, работающих круглый год. Для граждан третьих стран возможен переход только на автомобильных КПП Ташанта – Цаган-Нур (Алтай), Кяхта – Алтанбулаг (Бурятия) и на железнодорожном переходе: Наушки – Сухэ-Батор (Бурятия). Если в группе, например, окажутся граждане бывших союзных республик, их как граждан третьих стран через границу не пропустят. Пропуск граждан третьих стран на этом переходе планируется открыть только после реконструкции КПП Монды – Ханх.
Для граждан России возможен переход также через автомобильные КПП: Монды – Ханх, Соловьевск – Эренцав, Хандагайты – Боршо, Цаган-Догород – Арц-Суры, Шара-Сур – Тэс, Верхний Ульхун – Ульхун и на железнодорожном – Соловьевск – Эренцав.
Для жителей приграничных районов определен упрощенный переход границы без оформления виз, по паспорту с местной пропиской. Так жители Тункинской долины могут совершить поездку в Монголию, на озеро Хубсугул без получения визы.
При пересечении границы взимаются местные сборы. На автомобильном КПП «Кяхта – Алтанбулаг» российская сторона взимает деньги за оформление документов на выезде из России и санитарную обработку машин при въезде. Монгольская сторона взимает налог на транспорт – около $10 и страховку автомобиля – $20–25.
На прохождение границы, даже если нет очереди, уходит от 2 до 4 часов, но обычно из-за очередей на границе переход на своем автомобиле, например в Кяхте, занимает целый день.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕХОДЫ НА ГРАНИЦЕ РОССИЯ - МОНГОЛИЯ
КПП Ташанта – Цаган-Нур (Алтай)
Автомобильный пропускной пункт на Алтае в Ташанте находится в горах. Между российским и монгольским КПП более 20 км грунтовой дороги и перевал Дурбэт-Даба высотой 2400 м. Здесь существует правило: на нейтральной полосе не должен оставаться никто. Этот участок надо проехать до закрытия монгольского КПП. Работают же пропускные пункты с 9 утра до 6 вечера.
КПП Кяхта – Алтанбулаг
(Бурятия)
На автомобильном КПП "Кяхта - Алтанбулаг" российская сторона взимает деньги за оформление документов (около 90 р.) на выезде из России и санитарную обработку машин $5-7 при въезде. Монгольская сторона взимает налог на транспорт - около $10 и страховку автомобиля - $20-25.
На прохождение границы, даже если нет очереди, уходит от 2 до 4 часов, но
обычно из-за очередей на границе переход на своем автомобиле, например в
Кяхте, занимает целый день. Современный терминал рассчитан на пропуск до 500
автомобилей в сутки, но на практике, даже если приехать рано утром, это не
значит перейти границу до обеда.
КПП: Монды – Ханх
- Автомобильный пункт пропуска Монды-Ханх
(302 км от Иркутска)
расположен на перевале Мунгийн-Даба (1830 м.)
Имеет статус
двухстороннего. Это значит, что сегодня пересекать здесь границу могут только
граждане Монголии и России. Работает летом с 15 апреля по 15 сентября - с 10:00
до 18:00, зимой - с 10:00 до 17:00. В выходные и праздничные дни не работает.
До границы с Российской стороны идет вполне приличная асфальтовая дорога. От поселка Монды дорога хорошего качества постоянно идет вверх. Перевал Мунгийн-Даба и одновременно граница. После прохождения границы начинается стандартная монгольская грунтовая дорога. Лес пропал - вокруг степь, с рощицами по склонам гор. От границы, дорога идет с общим понижением. Не доезжая до поселка Ханх необходимо оплатить сбор за въезд в Хубсугульский национальный парк.
В настоящее время Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ прорабатывает вопрос об изменении статуса международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) Монды-Ханх с двустороннего на многосторонний. Уже в 2010 году начнется реконструкция автомобильного пункта пропуска «Монды». Положительное заключение этому проекту было дано в Росгранице. Планируется, что проектно-сметная документация будет сделана в 2010 году, а сама реконструкция начнется годом позже. (По другим источникам проектная документация уже готова).
Пересечение границы гражданами третьих стран на КПП Монды – Ханх (оз. Хубсугул) не предусмотрено межправительственным соглашением между Россией и Монголией и возможно только для жителей Монголии и России.
КПП Соловьевск – Эренцав
Работает 7 дней в неделю с 9 до 18 с перерывом
на обед с 14:00 до 15:00 по Читинскому времени.
КПП Хандагайты – Боршо
Пограничный пункт Хандагайты - Боршоо на российско-монгольской границе в ближайшее время будет обустраиваться для практического перевода его статуса с двустороннего на многосторонний. На эти цели Росграница выделяет 15 миллионов рублей. Реконструкция пограничного пункта на тувинском участке российско-монгольской границы позволит увеличить вдвое возможности пропуска людей и автомашин.
Генеральный консул Монголии в Кызыле Базарсад сообщил о принятом руководством Монголии решении открывать до 3-4 раз в месяц данный пункт для пропуска представителей третьих стран еще до завершения реконструкции, которая обычно растягивается на несколько лет.
Пока же пункт пропуска Хандагайты-Боршоо работает в двустороннем режиме и открыт для граждан и юридических лиц России и Монголии. Прибывающие в Туву многочисленные иностранцы пересечь госграницу на тувинском участке не могут и вынуждены пользоваться КПП Кяхта в Бурятии или Ташанта в Республике Алтай.
Вкратце объясню девочкам и тем, кто ещё не в курсе: «Тойота Приус» - это гибридный японский автомобиль, в котором бензиновый двигатель дополнен электрическим. Процесс их совместной работы управляется бортовым компьютером, и основной (бензиновый) двигатель работает только тогда, когда в этом есть необходимость. И выключается, как только нужда в его усилиях отпадает - при движении на малой скорости (например, в пробках), во время остановки на светофоре, при торможении, при движении с отпущенной педалью газа или на уклоне и в других ситуациях, когда электродвигатель в силах справиться самостоятельно.
Благодаря этому гибридные автомобили экологичнее обычных машин с ДВС, но монголы, конечно же, покупают их не поэтому. А потому, что «гибриды» позволяют экономить на бензине, который, как я уже писала, в Монголии дорог. Расход у «Приусов» - от 4 до 6 литров на 100 километров, в зависимости от версии, сезона и манеры вождения. Езда в эко-режиме по длинным степным трассам позволяет местным жителям значительно экономить на топливе.
Есть у гибридных автомобилей один маленький недостаток (но он же и достоинство) - пусковой аккумулятор. Он используется для включения автомобиля - да-да, именно включения - и поддержания его функций, когда тот выключен (питание часов и сигнализации, например), поэтому постепенно разряжается. Так что «гибрид» не любит долго стоять без дела, его нужно «выгуливать» хотя бы раз в несколько дней, чтобы пусковой аккумулятор подзарядился. Особенно не любят бездельничать эти машины в холодное время года. Зато в режиме постоянной эксплуатации аккумулятор чувствует себя бодро, и машину не требуется ставить на регулярный прогрев в морозы, как обычные авто. Даже в -30° и ниже она включится без проблем - ей ведь не нужно крутить замёрзший стартер. Но возможности пускового аккумулятора сильно ограничены, и, например, «подкуривать» от «гибрида» обычный автомобиль нельзя, только собрата с такой же миленькой маленькой батареечкой. Так что если вдруг вам понадобится помощь такого рода, не надейтесь на «Приусы», ищите машину попроще м покрупнее.
Правительство Монголии покупку «гибридов» всячески приветствует. В принципе, в этой стране и так очень человечные пошлины на ввозимые автомобили - у них же нет своего «как бы автопрома, который изо всех сил нужно тянуть за уши, а значит, нет и необходимости в заградительных пошлинах на импорт. На гибридные же автомобили пошлина ещё ниже, чем на обычные. Более того, с июня 2016 года в Монголии отменена таможенная ставка при импорте новых автомобилей из Японии и налоги на японские же автомобили с пробегом менее 3 лет. Прекрасный пример грамотного регулирования импорта, когда поощряется ввоз более качественных товаров. Так что в ближайшее время эта страна заткнёт нас за пояс по количеству классных автомобилей на душу населения. По автомобильной экологичности-то, я думаю, уже заткнула. Эх, везёт же!
Цель маршрута - пересечь Монголию с запада на восток, познакомившись с этой замечательной страной так, чтобы из Алтая попасть на озеро Байкал. Времени на всё было всего неделя, поэтому было решено ехать по самому простому пути – Южному.
- 6 дней
- протяженность ~2000 км
- фотоотчёт и рассказ о маршруте -
Целью маршрута было пересечь Монголию с запада на восток, познакомившись с этой замечательной страной так, чтобы из Алтая попасть на озеро Байкал. Времени на всё было всего неделя, поэтому было решено ехать по самому простому пути – Южному.
Граница Россия - Монголия
Данный маршрут предполагает въезд в Монголию через границу в селе Ташанта республики Алтай, а выезд из деревни Кяхта республики Бурятии. Можно проезжать в обратном порядке, также есть ряд других пограничных пунктов между двумя странами.
Режим работы каждого пункта отличается и может меняться, поэтому для планирования поездки лучше уточнить время и дни работы пунктов. Для этого можно поискать последние новости на сайте росграницы, введя в поиске "Ташанта" или другой пропускной пункт. Пункт в Кяхте работает без перерывов и выходных, но и там возможны изменения, на всякий случай также стоит поискать на сайте rosgranitsa.ru. Пункт в Ташанте часто закрывают на несколько дней в связи с праздниками на Монгольской стороне, будьте внимательны при планировании поездки.
Документы необходимые для перехода границы: для граждан России достаточно одного заграничного паспорта, других документов и виз на срок до 30 дней не потребуется. Гражданам иных стран, в том числе СНГ нужна виза. Через границу пропускают только на транспорте. Водителю необходимо иметь при себе свидетельство о регистрации транспортного средства и водительские права, причём права подойдут простые российские, в Монголии на момент написания статьи (2016г.) международные водительские права не требовались. Российская страховка транспортного средства в Монголии не понадобится, там вам придётся оплатить их собственную (1 500 руб. в 2016г.), плюс транспортный налог (500 руб.), - и то и другое вам будут упорно продавать сразу после пересечения границы. На пограничном пункте в Монголии с вас возьмут ещё около 50 руб. за санитарную обработку, которую, кстати, могут и не делать вовсе, просто выписав квитанцию.
Наши впечатления от прохождения границы
Так как очередь у границы в Ташанте занимали в воскресенье вечером, границу прошли быстро. На обе стороны в целом ушло около 4 часов. На нашей стороне работают чётко, всё интуитивно понятно, если запутались, вам всегда подскажут, куда подойти и что сделать. Вещи сильно не проверяли, мы взяли несколько сумок и пропустили их через рентген, все остальные вещи (вся машина под завязку, включая багажник на крыше) сильно воротить не стали, просто осмотрели машину, попросив открыть всё, что открывается. Главное нормально отвечать на вопросы и делать то, что скажут, тогда никаких проблем, кроме ожидания в очередях, не возникнет. На монгольской стороне сложнее разобраться, что к чему, и спросить труднее, - с русским языком у них не всё так хорошо, иногда лучше говорить на английском. Но и там, если проявить внимательность, всё проходит довольно-таки быстро, не стесняйтесь спрашивать, куда идти и что делать. Граница в Кяхте гораздо более продуманная с монгольской стороны, а круглосуточный режим работы даёт возможность пройти границу в ночь, когда народу практически нет. На нашей стороне нас, как граждан России, пропустили без очереди.
Дороги Монголии
Южный путь - одна из трёх основных магистралей, проходящих с запада на восток, и именно южный путь считается самым асфальтированным. Из 2000 км около 1100 км асфальт, по состоянию на 2016 г. Дороги строятся большими участками. Но тем не менее, это Монголия, и зачастую основной путь - это десяток накатанных по степи дорог, особенно если свернуть с основной магистрали. Просёлки в разном состоянии: некоторые относительно хорошие, можно ехать быстро, но большая часть с так называемой гребёнкой, - ехать по ней не очень приятно, однако есть выбор, и зачастую можно найти хорошую колею, главное не сбиться с верного направления, так как некоторые ответвления ведут к дальним юртам или же совсем в другие долины.
По указателям ориентироваться очень трудно, лучше пользоваться навигатором и картами. Броды на Южном пути есть, в июле не представляли абсолютно никакой сложности, даже легковым автомобилям, но видно, что реки прилично разливаются во время паводков. Новый асфальт в западной части очень хороший, а вот тот, что ближе к Улан-Батору довольно-таки коварный: то и дело посреди дороги встречаются ямы приличных размеров, следует быть всегда на чеку. Большинство асфальтовых дорог платные, на выезде из городов стоят пропускные пункты, обычно берут по 1000 тугриков.
На основной магистрали движение относительно живое, можно надеяться на помощь в случае необходимости. Монголы, живущие далеко от Улан-Батора, чаще всего ездят на подготовленных "Крузаках" и, надо сказать, ездят лихо, возя с собой по 4 запасных колеса. Но если съехать немного дальше от основной дороги, можно подолгу не встречать вообще ни одного автомобиля.
Участки асфальта на Южном пути, Монголия на 2016 год
Навигация
На протяжении всего пути мы пользовались мобильным приложением maps.me . Заранее были закачены все необходимые карты, поэтому телефон работал в авиарежиме, без заскоков на роуминг. Приложение удобное, быстрое, корректно вело даже по адресам Улан-Батора – в общем, нареканий нет, остались довольны. Планировали приобрести бумажную карту, но нашли её только в Улан-Баторе, когда необходимости уже не было. Весь путь прошли только с одним приложением на смартфоне.
Питание
- Вода . На Южном пути советуем запасаться водой при каждой возможности. Озера встречаться будут, но многие из них соленые и подъезд к ним не всегда прост, а реки в основном грязные. Пару раз мы пробовали набирать воду в редких колодцах, где берут воду местные кочевники, но использовали ее только для приготовления еды на газу и в технических целях, - все же к этой воде лучше привыкнуть (присутствует мелкая взвесь и непривычный запах). Для питья в дороге использовали только покупную бутилированную воду, которая, кстати, дорожает по мере продвижения в более засушливые районы.
- Еда . Магазины в городах Монголии, конечно, есть и вполне приличные, встречаются даже супермаркеты. Но мы, как истинные фанаты автономии, еще в России закупили еды по принципу туристической раскладки на 2 недели + запас "ништяков". Так нам не приходилось тратить время в душных городах на поиски провианта, и мы могли остановиться поесть в любом месте, как только захотим. Единственное, чего нам очень не хватало – так этого свежих овощей и фруктов, - в магазинах они бывают очень редко, либо стоят очень дорого. В следующий раз мы смело возьмем с собой несколько кило помидоров и огурцов, - погранцы к такому не придираются. Что касается местной кухни - она есть, по дороге встречаются кафе и юрты с вывесками на монгольском языке, но ожидать хорошего сервиса где-то кроме Улан-батора не стоит.
- Газ . Опять же, в Южном направлении деревьев нет, поэтому нет дров, а значит рассчитывать на вечер с костром не приходится вообще. Полагаемся только на газовые или бензиновые горелки и берем топливо с запасом, опять-таки на границе с ним проблем не было.
Ночёвки
Палатка или машина - самый популярный и зачастую единственный вариант для ночёвок в Монголии. Есть кончно гостевые юрты, куда можно напроситься, а в городках есть что-то вроде отелей, но удобства там сомнительные (за исключением Улан-Батора), поэтому гораздо приятнее и интереснее ночевать в бескрайних Монгольских степях. Главное запастись водой, едой и топливом для готовки, так вы можете в любой момент съехать с накатанной дороги и разбить лагерь. Мы очень полюбили заезжать на какую-нибудь гору, чтобы вид был поинтереснее.
Деньги
Деньги в Монголии - это Тугрики. Валюту, как мы читали, можно поменять в каждом городе. Но, оказывается, далеко не каждый банк занимается обменом. И, честно говоря, для нас эта задача превратилась в настоящий квест: в городе Улгий двери заветного банка закрыли прямо перед нашим носом, а в Ховде мы потратили боле 2х часов на хождения из банка в банк. В общем, вероятно, хоть какую-то часть наличности стоило бы обменять на границе у назойливых менял, чтобы были деньги хотя бы на бензин, так как рубли не принимают.
Язык
Монголы не говорят по-русски. Иногда нам везло на школьный английский. Объясняться часто приходилось на языке жестов.
Топливо
Заправок на Южном пути достаточно, мы заправлялись в среднем через полбака. Стоимость бензина в 2 раза дороже, чем России. С собой была запасная канистра, но ни разу не использовалась. На заправках в основном 92 и дизель, с 95, а тем более 98 проблема, он есть только в Улан-баторе. Мы заправлялись на заправках "Петровис", выбрали ее так как выглядела цивильно, бензин был нормальный, и было решено заправляться только на станциях этой марки. Вероятно другие заправки тоже нормальные, поскольку на них заправлялись также местные, к слову, недешёвые автомобили. Порядок заправки немного другой: к нам выходил работник, сам заливал бензин, и с этим же человеком мы рассчитывались наличными.
Подготовка автомобиля к Монголии
Прокол колеса – обычное дело на Монгольских дорогах, поэтому запаска обязательна, а надёжнее две. Обладателям шоссейной резины с узким профилем нужно быть готовым к приключениям. В населенных пунктах можно починить прокол, местные шиномонтажки скрываются под вывеской «дугуй засвар.
Перед поездкой внимательно осмотрите подвеску вашего автомобиля, а лучше пройдите хорошее ТО в каком-нибудь проверенном автосервисе.
Ещё одна особенность которую следует учесть - пыль . Путешествуя по дорогам Монголии будьте готовы к тому, что пыль будет везде. Поэтому не лишним будет предусмотреть возможность закрытия салонных воздухозаборников и других возможных щелей в машине.
В целом в путешествии по Монголии на автомобиле нет ничего сверхъестесвенного, если вы хотя бы на базовом уровне знаете свой автомобиль и его слабые места. Например, у моей Suzuki слабое звено - это приводной ремень двигателя, как раз он и засвистел к концу поездки, но, зная о проблеме, у меня был с собой запасной ремень. К слову, это была единственная дополнительная деталь, взятая с собой в путешествие, но в следующий раз я положу с собой ещё пару частей для большей уверенности, чего и вам рекомендую.
Шноркель, лебёдка, силовые бампера и все прочие внедорожные атрибуты совершенно не обязательны на данном конкретном маршруте. Всё это может пригодиться, если вы собираетесь уехать, например, в глубь северной Монголии подальше от основных автомагистралей. По южному же пути, при желании, можно проехать на любом автомобиле.
Дорога после Баян Тэса сразу уперлась в Тэсийн Гол. Брод прошли легко, Диана помогла, была водомером, показывала дорогу (настоящий штурман!). Проехали вдоль обрывистого берега где живут орлы
Красивые птицы. Правда гордые как ёжики, пока совсем близко не подойдешь – не полетят.
Дорога с этой стороны Тэс идет по песчаным дюнам
Вдоль реки растут кустарники и березы. Их сильно прижимает к земле. наверное ветер тут бывает сильный
Листики на березах очень мелкие, совсем не как у нас. Борются за сохранение влаги.
Песок сыплется с гор
Вот скоро совсем в песок превратится гора
Растительности почти нет, но даже тут живут люди и держат скот
Едим почти совсем по пустыне
Но и в этих местах есть своя прелесть … (но лучше с хорошим запасом воды)
Дорога сворачивает в горы. И появляется зелень
В этой долине очень много курганов.
Они разных размеров, но все они не выглядят заброшенными. Аккуратные выкладки из камней вокруг курганов есть почти везде.
Чем выше мы поднимаемся, тем больше травы.
И чем ближе к России = тем больше и гуще дым.
Неожиданно около дороги обнаружился знак
Единственный знак на протяжении более 500 км пути, не считая стел с названиями поселений.
Дымка все плотнее.
— И дым отечества нам сладок и приятен. Цитирует нам мама.
Врут эти строки! Не сладок он – горек! И уж точно не приятен!
Нашли ЛЭП. А к столбу прикручена розетка и антенна от телевизора 🙂 Заботливый народ, вдруг ты соскучился по зомбоящику 🙂
До границы мы доехали за 2 часа. На пути была застава пограничников. Это туда тянулись провода. Быстро проверили документы и пропустили дальше. В Артцуре мы были через минут 30. Даже поселком не назвать. 10 домиков, из них 3 магазина и 1 гостиница. Все жутко советского типа(«Ходют тут всякие, не нравится-проваливай!»). Очень резкое отличие от того, что мы видели по Монголии. Может это так граница влияет на людей?!
Уже попрощавшись с Монголией мы поехали проходить через границу, но не тут-то было! Граница на замке! Реально, такой висячий замок!:)
Рядом с КПП есть небольшая казарма, там мы нашли людей, они объяснили нам, что граница в воскресение не работает. Выходной. Приезжайте в понедельник будем рады вас пропустить 🙂 .
Вот и стоило так спешить и уезжать из Баян Теса?! И где теперь ночевать? В гостинице, которая ремонта не видела со времен развитого социализма, совсем не хочется. В горах среди степи на семи ветрах –тоже не сладко! Ну его нафиг! Поедем обратно на берег Тэс, но так чтоб не сильно далеко, а то завтра вдруг пробка на границе.
Пока искали и катались по горам, увидели настоящие песчаные барханы песков Алтан Элс.
Вот они за рекой
На берегу стояло несколько юрт на значительном отдалении друг от друга. Мы встали подальше, чтоб не мешать. Когда собрались готовить, мы с Алисой сходили до ближайшей юрты и купили свежайшую баранью ногу. Которую с удовольствием сварили 🙂 .
С утра поехали на границу. Граница была открыта. Вы не поняли — Ну вот просто сосем открыта и никого! Постояли у открытых ворот, медленно-медленно поехали на территорию КПП (мало-ли). Там трое сидят в теньке и машут руками «Езжай-езжай, не бойся!»:). Подъехали к первому зданию. Один отделился и с явной неохотой прошел внутрь. Взял паспорт, техталон. Записал чего-то в журнал. «А теперь,- говорит,- будем таможню делать.» Подошел к машине, заглянул в нее, помял мешки. «А, — говорит, — езжай дальше.» Там паспортный контроль, — мило поболтали с двумя девушками, нам проставили печати. Говорят у них всего 10-15 машин в сутки проходит. Так что совсем загрузки нет. Попрощались. И мы на нейтральной полосе. Все действо заняло минут 15-20. Ну если не болтать, то еще быстрее можно уложиться 🙂
А вот наши – просто ад. На «нейтралке» стояло уже 3 машины. Пропускают по одной машине. Заставляют все выгружать и через сканер, туда не ходить, сюда не смотреть, тут не сидеть, в туалет не ходить! Простояли 2 часа на «нейтралке»! Потом около часа нас мурыжили при прохождении. С нами стояли челноки, так их заставили все распаковывать. Вот и зачем им сканер, если все равно все распаковывают? Короче, я думал в Монды-Ханх паршиво работают, 15 машин полтора часа пропускали, но тут это что-то с чем-то!
От Марины: Артур очень тяжело переносит ожидания:))) Да и когда ему ограничивают свободу действий и передвижений, ему обязательно хочется действовать и передвигаться:) «Челноков» я могу понять, почему требуют вскрывать сумки. На предмет запрещенных товаров, скрытых и не указанных в декларации. Я как-то проходила границу с Китаем в Маньчжурии. После того, что приходится проходить там, в Арцуре меня удивили обыски, но не настолько. Кстати, что в Ханхе, что в Арцуре на прохождение границы было затрачено в общей сложности примерно столько же времени – часа три.
И вот мы в России, в Тыве.
Дороги стали асфальтированными, очень хорошего качества!
Местами просто великолепные! Умеем же делать иногда! Хотя может инопланетяне сделали 🙂
А в остальном все так же.
Ну кроме трактора. В Монголии не одного не видел. Те же юрты, но скота совсем мало, а травы много. Может климат не тот?
Заехали в Эрзин, в надежде заправится и перекусить. Заправка закрыта, кафе-столовых не нашли. Заскочили в магазин, купили колбасы (видать мама соскучилась по сое 🙂) да арбуз. Встали на речке Эрзин и скушали его с удовольствием!
Ну очень вкусный 🙂
В речке искупались, и двинули искать заправку. Я решил, в Монголии зачем заправлять у самой граници, если у нас топливо в 2 раза дешевле?! Кто ж ждал такую подставу?!
По пути случайно нашли легендарную
И чего его искать?! Может просто называют не правильно, вот местные и не понимают какая такая Шамбала? Вот Шамбалыг есть! Если ехать от Монголии то по правую сторону после Эрзина 🙂
Заправку нашли только в Самагалтае, и то на одной из двух дизеля нет, а на другой стоит 38 р и судя по запаху паленый какой-то. Но делать нечего. Заливаем и вперед.
А тут наверное родина всем известного фастфуда 🙂
До Кызыла долетели быстро.
Перед въездом на горе стоит вот такой замечательный памятник.
А вот и сам Кызыл, столица Тывы.
В самом городе нашли очень оригинальный магазин для рыбалки
Видимо креатив в названиях – национальная черта Тувинцев 🙂 Есть и озеро Чедер (ну как сыр).
А вот за Кызылом начался просто кошмар! Выгорело все от края и до края. Насколько хватает глаз все черным-черно! Ужасное зрелище. Как в фильмах о ядерной войне. Одни головешки и дым. Очень страшная картина. Даже снимать не стали.
Вот уж какая граница на замке в полном смысле этого слова, так это в Монголии.
Закладывайте на прохождение границы от 4 до 24 часов..., - предупреждают и пугают многочисленные туристические ресурсы.
- У них все через ж...., пограничники по-английски не говорят и не понимают, постоянно требуют какие-то дополнительные документы, и каждый день алгоритм прохождения границы отличается от предыдущего.
Наши друзья пересекали границу в этом же месте за неделю до нас и простояли здесь чуть ли не сутки. Монголы довели их до белого каления, поставив сначала не тот штамп и не там, а затем отказываясь пропускать ребят на основании того, что у них не там стоит не тот штамп...
В общем, выехав из российского пункта пропуская в Кяхте, мы настраивались на "монгольское веселье"...
Въезд на территорию монгольского пункта пропуска. Граница, как видите, и правда на замке.
2. Мы проходили границу в субботу в 9 утра и машин в это время совсем немного.
Как только вы попадаете на территорию пункта пропуска, к вам тут же подходит женщина в униформе со словами на очень плохом русском:
- Сто рублей давай...
Вот так! Не успели въехать, тут же требуют 100 рублей. А с другой стороны от будки на въезде кричит другой человек в форме:
- Вадителя, сюда иди на....
Я даю тетке 100 рублей, наш водитель Иван идет на зов пограничника...
3. Взамен 100 рублям женщина выдает мне вот этот корешок-квитанцию.
Ни автомашины марк, ни автомашины дугар, ни зорчигчийн тоо не заполнено. Только сумма 1172 тугрика, что приравняли примерно к 100 рублям.
Как выяснилось позже, это... карантинный сбор. Подозреваю, что всем подряд машинам платить его не нужно, ну да ладно. Не такие уж и большие деньги 100 рублей.
4. Водителю же выдают талончик на прохождения таможенных и пограничных процедур, в котором номер машины указать не поленились и даже поставили печать.
Этот талончик у нас заберут через 10 метров около здания пограничного контроля.
5. Подъезжаем к зданию, где таможенники осмотрят машину и багаж, а мы в
это время будем проходить обычные пограничные процедуры подобно тем, которые проходим в аэропорту.
А здесь несколько десятков человек метут дорожки огромными метлами...
- Вот почему границу проходят по 24 часа, - шутит Максим, - сначала всех отправляют подметать границу)
Подметать границу нас, конечно, не отправили....
6. Пограничный контроль один в один как в аэропорту. Нужно заполнить миграционную карту и декларацию о наличии товаров, подлежащих обязательному декларированию (даже если такие товары вы не везете).
Обязательно возьмите с собой ручку, т.к. здесь вам ее никто не даст.
У нас не было, и когда мы спросили пограничников о ручке, те лишь равнодушно пожали плечами, продолжая увлеченно смотреть в экран смартфона. Вернулись к машине искать руку, но... монгольские таможенники крайне негативно восприняли наше желание открыть дверь машины, которую они осматривают и что-то там взять.
Ручку отбили с боем и вернулись заполнять декларации...
7. Дальше штамп прямо в центре пустой странички в середине паспорта при наличии страничек со свободными местами для штампов и проход через отчаянно пищащую рамку.
Человек в пиджаке даже не подумал оторваться от своего смартфона.
Ну и ладно, мы не стали возражать.
Выходим с другого конца здания и возвращаемся к нашим машинам, стоящим в его начале. Их уже осмотрели и просто лениво махнули - проезжайте, вернув талончик с отметкой.
8. В следующий раз нас останавливают около здания налоговой службы.
Нужно заплатить транспортный налог и купить страховку.
9. Налог 10500 тугриков за машину (чуть больше 300 рублей)
10. А вот страховка дороже - около 1800 рублей за машину.
Кстати, фамилия по-монгольски звучит "жопоочийн")
11. Пока оплачиваем страховку, прямо на территории пункта пропуска, перед самым шлагбаумом, к нам подходит сомнительная личность в трениках и кепке с предложением:
- Рубли давай...
Спрашиваем, зачем ему наши рубли?
- Ну тебе тугрик нужен? В Монголии без тугрик плохо.
Объясняем, что нам хорошо и без тугрик и мы уже поменяли деньги в банке.
Гопник-меняла тут же изобразил на лице сильное огорчение и пошел... за территорию пункта пропуска.
Естественно, шел он как у себя дома. Никто из пограничников даже внимания на него не обратил. В общем, граница на замке).
За нами закрывают скрипучие железные ворота с цепочкой и навесным замком, и мы отправляемся по одной из трех (!!!) асфальтных дорог Монголии в ее столицу...
А в обратную сторону уже стоит небольшая очередь машин. Монголы едут в Россию за запчастями, различными товарами и даже продуктами, забивая свои машины под самую крышу.
Теперь прямо в моем блоге можно быстро забронировать отель или купить авиабилеты
Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты: