ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время грузовое хозяйство является одним из ведущих на железнодорожном транспорте страны.
Грузовая и коммерческая работа как производственная сфера железнодорожного транспорта и как отрасль эксплуатационной науки имеет
СВОЮ более чем столетнюю историю развития. Идет постоянное развитие контейнерных и пакетных перевозок, создается механизированные и автоматизированные транспортно-складские комплексы и автоматизированные системы управления грузовыми станциями и контейнерными терминалами; па промышленном транспорте получили распространение научно обоснованные методы взаимодействия подъездных путей и станций примыкания на основе Единых технологических процессов; применяются методы ускоренного обслуживания грузовых фронтов, централизованные расчеты за перевозку грузов, концентрирования грузовой работы на меньшем числе станций, маршрутизация перевозок и др.
Улучшение организации грузовой и коммерческой работы станций и подъездных путей направлено на обеспечение полною удовлетворения потребностей страны в перевозках грузов с минимальной затратой технических и денежных средств.
Выполнение данного курсового проекта по теме «Организация и механизация грузовой работы на станции» имеет своей целью углубить и закрепить теоретические знания, развит!, навыки решения инженерных вопросов в области организации и механизации грузовой работы.
На основании заданного грузооборота станции и примыкающих к ней подъездных путей необходимо произвести расчет вагонопотоков, выбрать типы и определить размеры складов, запроектировать грузовой двор, разработать технологию грузовой и коммерческой работы на станции и подъездных путях.
Исходные данные
1. Схема грузовой станции (Вид 1)
2. Грузовой район тупикового типа.
З. Объемы грузовой работы, тыс. тонн в год
4. Характеристика грузов.
Тарно-штучные (повагонные отправки) :вес пакета 0,41 т;
Количество ярусов пакета в вагоне 2;
Среднетоннажные контейнеры 3 т брутто 60%, 5 -т брутто 40%;
Тяжеловесные грузы: средний вес 3,4 тонны
5. Вес маршрута брутто т.
6. Состав передаточного поезда 32 вагон.
7. ПП1 обслуживается локомотивом станции,
ПП2 - локомотивом ветвевладельца.
1 .АНАЛИЗ ГРУЗОПОТОКОВ.
1.1 Характеристика станции и промышленного района.
Заданная грузовая станция находится в железнодорожном узле, который представляет собой комплекс технологически связанных станций, расположенных на одной магистрали и совместно обслуживающих крупный город.
Для обслуживания грузового движения в узле имеется сортировочная станция, на которой выполняются операции но расформированию и формированию грузовых составов и пропуску транзитных поездов.
Для обслуживания пассажирского движения имеется пассажирская станция, расположенная ближе к основным жилым районам города и имеющая соответствующие обустройства.
Грузовая станция расположена в промышленном районе и имеет удобную связь с сортировочной станцией и подъезды из города. На грузовой станции выполняют следующие операции:
Технические - расформирование и формирование поездов, подача и уборка вагонов на грузовых фронтах, обработка составов по прибытию и отправлению;
Коммерческие - прием, взвешивание и выдача грузов, оформление перевозочных документов, исчисление провозных плит и расчеты с отправителями и получателями, розыск грузов, финансовая и кассовая отчетность;
Грузовые - погрузка, выгрузка, перегрузка и сортировка.
Грузовая станция состоит из транспортно-складского комплекса, технического парка с приеме - отправочными путями, сортировочными и вытяжными путями. На грузовой станции также размещены техническая контора, помещение дежурного по станции и маневрового диспетчера, пункта технического обслуживания вагонов и др. К грузовой станции примыкают подъездные пути.
Подъездной путь ПП1 обслуживает домостроительный комбинат, ПП2 - обслуживает деревообрабатывающий комбинат и металлургический
комбинат.
В данном узле через сортировочную станцию местный поток в составе передаточных поездов и маршрутов направляется на грузовую станцию, где передаточные поезда расформировываются.
После расформирования передаточных поездов вагоны подбирают и подают на грузовые фронты для выполнения грузовых операций.
1.2 Выбор типа подвижного состава и определение объемов грузовой работы.
Многообразие перевозимых железными дорогами грузов определяет структуру парка грузовых вагонов. Он состоит, из вагонов различного типа, приспособленных для перевозки отдельных видов или групп грузов. Грузовые вагоны должны удовлетворять определенным эксплуатационным требованиям, обеспечивающим рациональное их использование, сохранность грузов и минимальные транспортные расходы.
Тип подвижного состава выбирается на основании характеристик груза и в соответствии с Правилами перевозок грузов.
Результаты выбора представим в виде таблицы
Выбор типа подвижного состава.
Рассчитываем технические нормы загрузки для тарно-штучных грузов:
Р тех=Q пак х М пак; (1.1)
Где Q пак- вес пакета - 0,41 т согласно исходных данных;
М пак - количество пакетов в вагоне- при 2 - ярусной погрузке в крытом вагоне размещается 64 пакета. Ртех=0,41 Х64-26.24 т. (1.1)
Рассчитываем технические нормы загрузки для среднетоннажных контейнеров:
Ртех= 11 xQкy; (1.2)
Где 11- количество условных контейнеров, размещающихся в контейнеровозе, шт
Q ку ~ нагрузка условного контейнера, т/конт, определяется по формуле:
L 3 х q 3 + L 5 x q 5 .
Оку= ------;(1.3)
Где L 3 , L 5 - доля соответственно 3 -х и 5 - тонных контейнеров - по 50% согласно исходных данных,
q 3 ,q 5 - нагрузка нетто соответственно 3 -х и 5 - тонного контейнера, принимается для 3 - тонных - 1,75 т/конт, для 5 тонных - 3,5 т/конт.
Оку= (0,6х 1,75 +0,4х3, 5)/ (0, 6 +2 х 0,4)=2, 45/1, 4- 1,75 (1.3)
Ртех=11xl,75=19,25 т. (1.2)
Рассчитываем технические нормы загрузки для тяжеловесных грузов:
Р тех =0,5 х Ргр; (1.4)
Где Ргр - грузоподъемность вагона, тонн принимаем Ргр = 69 тонн.
Ртех = 0,5 х 69 = 34, 5 т. (1.4)
Для остальных грузов технические нормы загрузки вагонов принимаются на основании Справочного материала для курсового и дипломного проектирования но «Организации и механизации грузовой работы» Часть 1, Екатеринбург, УРГАПС.
Размеры суточного вагонопотока определяются по формуле:
Nсут =---------; (1.5)
Где Q сут - суточный грузопоток по прибытию или отправлению, т/сут.
Суточный грузопоток определяется по формуле:
Q год х Кн
Qcyт=------; (1.6)
где Q год- годовой грузопоток по прибытию или отправлению, т/год
Кн - коэффициент неравномерности перевозок грузов
Для тарно-штучных грузов:
Q пр.тар-шт cyт=40 000 х 1,1 / 365 - 120, 5 т. N пр.тар-шт сут = 120, 5 / 26,24 - 4, 59 = 5 вагонов
Q от.тар-шт =50000х1,1/365=150,7 т. N от.тар-шт сут =150.7 / 26,24 =5,7=6 вагонов.
Для грузов в среднетоннажных контейнерах:
Q пр.ср.кон cут = 110 000 х 1,1 / 365 =331, 5 т. N пр.ср.кон сут = 33 1,5/ 19,25 =17,2 = 18 вагонов
Q от.ср.кон сут = 120 000 х 1,1 / 365 - 361,6 т. N от.ср.кон сут - 361,6 / 19,25 =18,8 =19 вагонов,
* Для тяжеловесных грузов:
Q пр.тяж сут =140000х1,1 /365=421,9т. N пр.тяж сут =421, 9 /34,5 =12,2= 13 вагонов.
Q от.тяж сут =130 000 x l,l / 365 =391.8т. N от.тяж сут = 391,8 / 34, 5 =11,4=12 вагонов.
Суточный объём грузовой работы на станции
Грузовой пункт | Род груза | Грузооборот | Вагонооборот | ||
Приб. | Oтпр. | Приб. | Отпр. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ГР | Тарно-штучные | 120,5 | 150,7 | 5 | 6 |
Среднетоннажные контейнера | 331,5 | 361,6 | 18 | 19 | |
Тяжеловесные | 421, 9 | 391,8 | 13 | 12 | |
Итого ГР | 837,9 | 904,1 | 36 | 37 | |
ПП1 | ЖБИ | - | 493, 2 | - | 13 |
Итого ПП1 | - | 493, 2 | - | 13 | |
ПП2 | Коке | 558, 9 | - | 10 | - |
Нефть | - | 482,2 | - | 9 | |
Итого ПП2 | 558, 9 | 482,2 | 10 | 9 | |
Всего по станции | 1432,8 | 1879,5 | 46 | 59 |
Для обеспечения своевременной погрузки грузов на предприятии, повышение производительности вагонов необходимо улучшить организацию порожних вагонопотоков путем увеличения числа сдвоенных операций, то есть максимального обеспечения погрузки грузов на станции и подъездных путях за счет вагонов, освобождающихся после выгрузки.
Железнодорожные перевозки — надежный способ доставки груза (продукции, товара) до места назначения, поэтому в общей структуре перевозок они занимают значительное место.
При выполнении перевозки грузов железные дороги вступают в определенные отношения с грузовладельцами. Эти взаимоотношения регламентируются определенными нормами и положениями, едиными и обязательными как для железных дорог, так и для всех предприятий, организаций и лиц, пользующихся их услугами. Основным документом, устанавливающим права и обязанности, а также нормы ответственности железных дорог и тех организаций и лиц, которые пользуются ими.служит Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, который имеет силу закона.
В процедуре железнодорожных перевозок можно выделить несколько этапов:
- планирование перевозки грузов;
- операции приема железной дорогой груза к перевозке;
- выдача груза получателю.
Каждый из этих этапов имеет определенный порядок и требует от сторон участниц перевозки четкого соблюдения соответствующих правил.
Перевозка грузов железнодорожным транспортом организуется на договорных основах. Как правило, между железной дорогой и грузоотправителем заключается договор об организации перевозок грузов.
В договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок.
Однако перевозка может осуществляться по отдельным заказам без заключения договора на условиях, согласованных железной дорогой и отправителем.
С учетом особенностей перевозок грузов на различных видах транспорта документы, регулирующие организацию перевозки грузов, имеют различную правовую форму: при перевозках в прямом сообщении — это заявка (заказ), договор об организации перевозок грузов; при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении — ежесуточная заявка, недельный календарный план.
При выполнении обязательств по перевозке грузов с участием грузоотправителя и перевозчика важную роль играет заявка. Заявка является важнейшим средством организации перевозки грузов; в ней конкретизируется задание и определяются показатели, обеспечивающие разовую перевозку. Грузоотправитель обязан подавать заявки перевозчику не менее чем за 10 суток до начала перевозок грузов, а на перевозку грузов, направляемых на экспорт и в прямом смешанном сообщении, — не менее чем за 15 дней до начала перевозки грузов.
Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки. Основной задачей планирования грузовых перевозок является установление предстоящих объемов, структуры и направлений. От размеров перевозок зависят объем работы подвижного состава, эксплуатационные расходы и доходы дорог, а также контингент. Структура перевозок грузов и грузооборота обуславливает потребность в вагонах разных типов и размеры поставки нового подвижного состава.
Правильно составленный план перевозок является важнейшим условием высокого качества всего транспортного плана. Поэтому на основе плана перевозок определяются, по существу, показатели всех остальных разделов, т.е. плана работы подвижного состава, плана эксплуатационных расходов, плана по труду, плана материально-технического обеспечения и т.д.
Наряду с грузооборотом и отправлением грузов система показателей плана перевозок должна включать данные, необходимые для расчета всех остальных разделов плана железнодорожного транспорта.
Функцию планирования перевозок осуществляет ОАО «РЖД».
Планирование перевозок и предъявление грузов к перевозке осуществляет грузоотправитель. Его правом является предъявить груз к перевозке, как в собственных вагонах, так и в вагонах ОАО «РЖД» либо других собственников. Выбор грузоотправителя зависит от условий, которые предлагает любой из собственников вагонов. Если грузоотправителя устраивает цена и качество обслуживания конкретного оператора, это является основным фактором в выборе партнера, на который не может повлиять ОАО «РЖД».
Предусмотрены следующие показатели плана перевозок грузов по железным дорогам:
- грузооборот в тарифных тонно-километрах;
- отправление грузов в тоннах по установленной номенклатуре; среднесуточная погрузка в вагонах;
- тонно-километры эксплуатационные общие с распределением по видам тяги; средняя дальность перевозок грузов;
- прием и сдача грузов в целом по дороге и по каждому стыковому пункту с соседней дорогой в тоннах с выделением основных грузов;
- распределение грузооборота в тонно-километрах и перевозок грузов в тоннах по видам сообщений (ввоз, вывоз, транзит и местное сообщение).
- В месячных планах помимо перечисленных показателей предусматривают перевозку грузов маршрутами, организуемыми как грузоотправителями (отправительские маршруты), так и железными дорогами.
Перевозки распределяются по видам сообщений:
- местное — перевозки между станциями внутри дороги (местное сообщение на рассматриваемой дороге равно нулю);
- вывоз — отправление грузов на другие дороги (определяется как разность отправления и местного сообщения);
- ввоз — прибытие грузов с других дорог (определяется как разность прибытия и местного сообщения);
- транзит — перевозка грузов, поступивших с других дорог и следующих через данную дорогу на другие дороги. Транзит можно определить несколькими способами: прием минус ввоз, либо сдача минус вывоз, либо общие размеры перевозок минус остальные виды сообщения (ввоз, вывоз, местное).
Перевозки по ввозу, вывозу и транзиту называются перевозками в прямом сообщении. В их осуществлении участвуют две или более дорог.
Пассажирские перевозки
Перевозки пассажиров планируются как в целом, так и по видам сообщений.
Для каждого вида пассажирских перевозок характерны свои закономерности развития. На рост объема пригородных перевозок могут оказывать влияние увеличение частоты движения поездов или открытие остановочных пунктов, изменение режима труда и отдыха населения, расширение пригородной зоны.
Изменение платежеспособного спроса населения, уровень конкурентоспособности других видов транспорта, состояние промышленности, сельского хозяйства в экономических районах страны, развитие транспортной сети и другие факторы могут резко изменить потоки пассажиров в дальнем следовании. Поэтому при разработке годового плана дальние перевозки пассажиров и их неравномерность необходимо рассматривать особо, анализируя их по отдельным районам и важнейшим железнодорожным направлениям.
При планировании пассажирских перевозок учитывают возможное изменение доходов населения, тарифов у конкурентов, состояние санаторно- курортной базы в стране, последствие реализуемых мероприятий по повышению качества пассажирских перевозок, развитию сервиса и внедрению новых видов услуг.
Годовой план пассажирских перевозок составляется по сети в целом и по железным дорогам. В плане определяются следующие показатели: число отправленных пассажиров, число перевезенных пассажиров, пассажирооборот и средняя дальность поездки. Показатели рассчитываются как в целом, так и по видам сообщений.
При прогнозировании объемов пассажирских перевозок учитывается динамика основных макроэкономических показателей социально- экономического развития страны: численности населения, реальных доходов, уровня промышленного производства, инфляционных процессов и др.
В зависимости от поставленной цели прогнозы пассажирских перевозок могут разрабатываться на различные периоды. В практике принято разрабатывать среднесрочные прогнозы (на 5-7 лет) и на более длительную перспективу (10 и более лет).
Прогнозирование пассажирских перевозок, особенно на длительный период, значительно сложнее, чем текущее планирование. По истечении длительного времени увеличивается и изменяется структура сети путей сообщения, видоизменяется экономика страны. Иной характер приобретают потребности населения в передвижении. В связи с этим возможности широкого использования отчетных данных при прогнозировании снижается.
Для определения показателей прогноза пассажирских перевозок используют различные методы, базирующиеся на выявлении общих закономерностей изменения пассажирских перевозок в стране. При разработке краткосрочных и среднесрочных прогнозов находит применение, в частности, метод экстраполяции, когда в результате анализа перевозок за прошлые годы темпы их изменения в прогнозируемом периоде устанавливаются с некоторой корректировкой, отражающей влияние разных факторов. Однако этот метод не обеспечивает необходимой точности прогнозирования из-за недостаточной изученности закономерностей изменения показателей в зависимости от факторов, оказывающих на них влияние. Поэтому наряду с методом экстраполяции применяют и другие методы прогнозирования: метод экспертных оценок, аналогии и другие.
Практика разработки прогнозов на длительный период основывается в основном на изучении изменения численности населения в перспективе и изменения его транспортной подвижности с учетом тенденций распределения пассажиропотоков по видам транспорта. Анализ различных методов, применяемых при прогнозировании перевозок на длительный период, показывает, что прогнозирование объема перевозок и пассажирооборота по транспортной подвижности населения обеспечивает наиболее высокую точность получения этих показателей.
Широкое применение вычислительной техники в пассажирском комплексе позволяет эффективно использовать при текущем планировании оперативную отчетность, составляемую автоматизированной системой
«Экспресс» . Она учитывает число проданных билетов в поезда и вагоны разной категории по направлениям перевозок, что имеет важное значение для определения густоты пассажиропотоков на линиях, ведет учет пассажиров, перевозимых бесплатно, выдает и другую информацию, необходимую для выявления спроса на разные условия перевозки.
Виды планирования
С проведением структурной реформы прежний порядок планирования перевозок грузов внешней торговли существенно изменился. Снизилась степень централизации плановой работы. Главную роль в планировании стали играть не транспортные министерства, а внешнеторговые организации и непосредственные перевозчики — железные дороги, судоходные компании, авиакомпании, порты, автотранспортные предприятия. Перемещение основной плановой работы из центра на места в меньшей степени коснулось железнодорожного транспорта, что объясняется его производствено- технологическими особенностями. Внешнеторговые железнодорожные перевозки по территории России лишь в редких случаях выполняются какой-то одной дорогой.
Чаще в процессе перевозок участвуют несколько дорог, причем не только российских. Многим предприятиям транспорта, включая совместные, внешнеторговым объединениям, фирмам и организациям предоставлено право прямого выхода на внешние рынки. На территории страны и за рубежом появились многочисленные транспортно-экспедиционные и другие фирмы, принявшие на себя часть функций, связанных с планированием внешнеторговых перевозок, включая транзитные.
Изменилась не только организация планирования, но и его содержание. Спрос на рынке транспортных услуг используется как база планирования, конечно, с учетом предложения, требований грузовладельцев к качеству транспортного обслуживания и конкуренции между различными транспортными предприятиями. При этом не утрачивает своего значения рациональное сочетание методов государственного регулирования с действием рыночных механизмов.
Изменился и общий подход к организации и планированию внешнеторговых перевозок. К этому виду транспортной деятельности стали относить перевозки между странами СНГ. В результате внешнеторговые перевозки в настоящее время состоят как бы из двух частей: перевозок между Россией и странами дальнего зарубежья и перевозки между Россией и странами ближнего зарубежья.
Годовые планы перевозок разрабатываются на основе перспективных по отдельным дорогам и по сети в целом. Эти планы устанавливают объем грузооборота в тонно-километрах с распределением по кварталам; отправление за год в тоннах общее и с выделением важнейших массовых грузов.
Квартальные планы перевозок составляют на основе годовых планов с учетом условий работы в различные периоды года (сезонные перевозки).
Основной вид планирования в современных условиях — месячное планирование . Оно касается только перевозок экспортных грузов с участием железнодорожного транспорта, как в прямом международном железнодорожном сообщении, так и для перевозок в международном сообщении через морские и речные порты России.
Поставщики-грузоотправители не позднее чем за 20 дней до начала планируемого месяца предоставляют в управления железных дорог развернутые планы перевозок экспортных грузов. В этих планах указываются род и количество грузов в тоннах и вагонах, пограничные станции железных дорог, через которые направляются эти грузы и страны назначения.
Управления железных дорог на основании развернутых планов перевозок грузов, предоставленных поставщиками-грузоотправителями по принятой номенклатуре, составляют на планируемый месяц проект плана перевозок этих грузов в целом по дороге, через пограничные станции, морские и речные порты и представляют его в ОАО « РЖД» не позднее чем за 17 дней до планируемого месяца.
На основе данных, предоставленных управлениям железных дорог, составляет на планируемый месяц проект плана перевозок экспортных грузов по сети железных дорог — по родам грузов, по установленной номенклатуре, в тоннах и вагонах в среднем за сутки, по странам назначения отдельно через пограничные станции железных дорог и морские порты — и не позднее, чем за
14 дней до начала планируемого месяца, направляет его заинтересованным организациям, а также иностранным железным дорогам для согласования количества экспортных грузов по отдельным пунктам передачи и родам грузов. В случае, если объемы перевозок экспортных грузов на планируемый месяц превышают технические возможности отдельных морских портов, или в случае затруднений с пропусками грузов через пограничные передаточные станции Минтранс России и ОАО «РЖД» принимают решения о направлении отдельных грузов для перевалки через другие морские порты или пограничные передаточные станции, а в исключительных случаях, когда указанные морские порты или пограничные передаточные станции не в состоянии принять полностью направляемые им грузы, — об уменьшении завоза экспортных грузов в морские порты или на пограничные передаточные станции на планируемый месяц по грузоотправителям.
Нормы выгрузки экспортных грузов в морских портах устанавливаются на каждый месяц в вагонах и тоннах в среднем в сутки исходя из утвержденных месячных планов погрузки грузов с учетом наличия вагонов, ожидающих разгрузки на припортовых отделениях железных дорог, и вагонов с грузами, дополнительно принятыми к перевозке.
Экспортные грузы, предусмотренные планом перевозок и отгруженные в течение планового месяца, а также грузы, отгруженные по дополнительно согласованным заданиям, беспрепятственно принимаются портами от железных дорог независимо от времени прибытия их в порт выгрузки.
Поставщики-грузоотправители и железные дороги обеспечивают по возможности равномерную в течении месяца отгрузку массовых экспортных грузов (угля, кокса, руды, нефти и нефтепродуктов, лесных и других грузов) с учетом сроков поставки товаров, указанных в контрактах.
Важной составной частью программы оптимизации эксплуатационной работы железных дорог России, является установление параметров надежного и экономичного функционирования системы организации работы локомотивов как существенного фактора улучшения экономических показателей работы РЖД и повышения качества перевозок. В настоящее время эксплуатационные издержки отрасли, связанные с обслуживанием поездов локомотивами и локомотивными бригадами, а также содержанием устройств локомотивного хозяйства, достигают 29 % общих издержек.
Стоимость локомотивного парка составляет около 12 % стоимости основных фондов ОАО «РЖД». Для решения проблемы рационализации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте за счет оптимизации функционирования системы управления эксплуатацией локомотивов необходимо надежное оперативное планирование работы локомотивов грузового движения в рамках составляемых сменно- суточных и текущих планов поездной работы подразделений ОАО «РЖД» на основе создания современной динамической модели.
Традиционная технология оперативного планирования работы локомотивов грузового движения, как правило, предусматривает разработку окончательного плана-задания на ближайшие три (четыре) часа, составляемого без необходимой увязки с текущим и сменно-суточным планом, а также без увязки с планом подвода локомотивов на текущие ремонты и техническое обслуживание, при реализации которого достигаются наилучшие условия использования тяговых средств.
Потери можно значительно сократить при внедрении последовательного сквозного взаимоувязанного выполнения расчетов по составлению плана прикрепления локомотивов к составам поездов на любой период оперативного планирования (на три (четыре) часа, на период текущего планирования и на сутки) за счет комплексного подхода к решению задачи оперативного планирования работы локомотивов грузового движения. Эти расчеты должны основываться на формировании единой модели дороги и интегрированной базы данных при использовании локальных вычислительных сетей.
Таким образом, железнодорожный транспорт – это тот вид транспорта, который наиболее приспособлен к массовым перевозкам, функционирует днём и ночью независимо от времени года и атмосферных условий, имеет высокую провозную и пропускную способности. Железные дороги являются универсальным видом транспорта для перевозок всех видов грузов в международных и во внутренних сообщениях. Поэтому, чтобы соответствовать эффективности использования железных дорог, обеспечению сохранности перевозимых грузов, безопасность движения поездов должна быть на предельно высоком уровне, что может быть достигнуто правильным и четким планированием работы всего железнодорожного транспорта.
Организация перевозок грузов железнодорожным транспортом
Перевозки грузов железнодорожным транспортом в Украине регулируются Уставом железных дорог Украины, Правилами перевозки грузов, техническими условиями погрузки и крепления грузов, другими нормативными документами, а также договором, который заключается между транспортным предприятием и грузоотправителем, экспедитором или иным заказчиком. Работа по организации перевозок на железной дороге возложена на специальные службы железной дороги: товарные конторы станций, товарные кассы, багажные (грузовые) дворы. В их обязанности входит оформление и проверка составленных грузоотправителями документов на грузовые перевозки, а также обеспечение процесса доставки грузов.
Перевозки торговых грузов по железной дороге осуществляются на договорных началах на основе месячного планирования перевозок. Основой месячного планирования перевозок являются текущие или долгосрочные договоры об организации перевозки и заказ отправителей или экспедиторов. Для этого в местное Управление железной дороги заказчик (грузоотправитель, экспедитор) не позднее. за 14 дней до начала месяца, в котором планируется перевозка, должен подать заявку (лунное заказ) для получения необходимого количества вагонов или контейнеров. Такая заявка подается в трех экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем предприятия и его подпись утверждается печатью, по форме развернутого плана перевозок грузов по установленной номенклатуре, с распределением по видам грузов, станциях отправления и железных назначения, а по грузам, видвантажуватимуться в пределах железной дороги отправления - с распределением по станциям назначения. При этом объемы перевозок рассчитываются в тоннах и вагонах или только в вагонах. Грузоотправители подают отдельный развернутый план по каждой станции отправления на каждую номенклатурную группу грузов.
После разработки местной железной месячного плана перевозки грузов и доведения его до сведения грузоотправителя он должен подать декадный заказ на предоставление вагонов в разрезе дней декады и направлений перевозки (не позднее чем за 3 дня до начала декады).
На основе полученного (не позднее чем за 1 день до начала декады) сообщение местной станции железной дороги о количестве выделенных вагонов в разрезе грузов и железных дорог или станций назначения грузоотправитель должен обеспечить подготовку груза к отправке, определить способ его перемещения (т.е. установить для данного груза вид отправления, скорость доставки, вид сообщения), оформить соответствующие перевозочные документы и передать грузы транспортному предприятию.
Важную роль в организации перевозки играет способ перевозки грузов, который определяется рядом признаков, основанных на классификации железнодорожных перевозок по территориальному признаку и видом сообщения, видом отправления, скоростью перевозки и тому подобное. Скорость перевозки груза выбирает и указывает в железнодорожной накладной грузоотправитель.
Основным перевозочным документом при железнодорожной перевозке является транспортная железнодорожная накладная, сопровождает груз до станции назначения и передается грузополучателю вместе с грузом. В накладной указываются сведения об отправителе и получателе, скорость перевозки, наименование груза, количество мест и массу груза, объявленную ценность груза, при приеме его к перевозке и др. Кроме накладной заполняются другие предусмотренные документы (дорожная ведомость на перевозку груза, корешок дорожной ведомости на перевозку, квитанция о принятии груза к перевозке, при перевозках грузов с ограниченными сроками хранения дополнительно должны быть выписаны сертификаты, удостоверения качества товаров, ветеринарные свидетельства). В транспортной железнодорожной накладной железная дорога обязана проставить календарный штемпель, подтверждающий факт принятия груза к перевозке. Квитанция о приеме груза к перевозке выдается грузополучателю под расписку в соответствующей графе корешка дорожной ведомости.
Перевозки грузов по железной дороге по территориальному признаку разделяют на внутренние перевозки и международные перевозки (в том числе перевозки экспортных и импортных грузов и транзитные перевозки); в зависимости от вида сообщения внутренние перевозки грузов по железной дороге разделяют на местные перевозки (перевозки осуществляются между двумя станциями одного Управление железной дороги); перевозки в прямом внутреннем сообщении (между станциями двух и более Управлений железной дороги); перевозки в смешанном сообщении (различными видами транспорта), в частности, перевозки в прямом смешанном сообщении (различными видами транспорта по одному документу).
По видам отправления, то есть с учетом размера партии, отправляется по железной дороге, выделяют перевозки:
> Мелкими отправками - они имеют место тогда, когда партия грузов, предъявленных к перевозке по одному перевозочному документу, не требует предоставления отдельного вагона (в массу отправки включается масса груза, тары или упаковки, а также масса принадлежащих перевозочных приспособлений). Перевозки мелкими отправками осуществляют, как правило, в сборном универсальном вагоне. В таком вагоне мелкие партии груза, принадлежащих различным грузоотправителям, объединяются в одну вагонную партию с оформлением перевозки по отдельным железнодорожным накладным;
> Вагонные отправки - вагонным отправлением считается партия груза, предъявленная по одной железнодорожной накладной, для перевозки которой предоставляется отдельный вагон;
> Контейнерные отправки - контейнерным отправлением считается груз, который предъявлен по одному перевозочному документу для перевозки в контейнере, или контейнер в порожнем состоянии.
В практике железнодорожных перевозок выделяют также перевозки группами вагонов и перевозки маршрутами.
В зависимости от скорости все железнодорожные грузовые перевозки подразделяются на:
> Перевозки грузовой скоростью (ее обеспечивают все грузовые поезда). При перевозках большинства обычных грузов в универсальных вагонах мелкими отправками ее условно принимают в размере 180 км в сутки; вагонными отправлениями - 330 км в сутки, маршрутными - 550 км в сутки;
> Перевозки большой скоростью (в скорых поездах в одном направлении). Применяется для перевозок грузов с ограниченными сроками хранения, для перевозок ценных грузов, других грузов по желанию грузоотправителя и по согласованию to железной дороге. При таких перевозках норма пробега вагона с грузом составляют от 550 км в сутки (при перевозках мелкими отправками) до 660 км в сутки (при перевозках в вагоне рефрижераторе)
> Перевозки багажной скоростью (в грузовых вагонах пассажирских поездов). В этом случае скорость перевозки зависит от расписания движения конкретного пассажирского поезда.
Транспортная железнодорожная накладная и квитанция о принятии груза, которые выдаются грузоотправителю, подтверждают заключение договора перевозки груза, по которому железная дорога обязуется своевременно и в целостности доставить груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, а грузоотправитель - оплатить это перевозки.
Технологический процесс перевозки грузов по железной дороге включает следующие технологические операции:
Подача вагонов под погрузку;
Предъявление груза к отправке;
Скачивания груза в вагон;
Непосредственно перевозки и сопровождение груза в пути;
Операции по прибытии грузов.
Выполнение этих операций проводится после того, как грузоотправитель подготовит груз до отгрузки. Перед подачей грузов к перевозке грузоотправитель обязан упаковать товары надлежащего качества в стандартную транспортную тару (если груз отправляется в контейнере - другая транспортная тара не обязательна). На тарные единицы и штучные грузы обязательно наносится транспортную маркировку и, если нужно, специальные знаки и надписи, которые предупреждают исполнителей работ с грузами о способах обращения с ними ("Верх, а не кантовать", "Осторожно, хрупкое", "Центр тяжести »). В транспортном (отправительской) маркировке должны быть указаны наименование грузоотправителя и грузополучателя, станций отправления и назначения, порядковые номера грузовых мест, масса груза. Ответственность за правильность подготовки грузов к перевозке несет грузоотправитель; если грузы упакованы с нарушением требований стандартов, железная дорога имеет право отказаться от их приема к перевозке.
Подготовлены к перевозке грузы завозятся на станцию железной дороги или же отправляются непосредственно с подъездных путей грузоотправителя (для этого на путь необщего пользования подаются порожние вагоны). В последнем случае станция железной дороги не позднее чем за 2:00 до подачи порожних вагонов (или контейнеров) под погрузку должна сообщить грузоотправителю.
Под погрузку должны подаваться исправные, очищенные внутри и снаружи, при необходимости - продезинфицированы, пригодные для перевозки конкретных грузов вагоны. Перед загрузкой работники отправителя должны проверить исправность представленного вагона, поскольку в случае повреждений или порчи грузов в неисправном вагоне, ответственность несет отправитель. Особое внимание нужно обращать на вагоны для перевозки грузов с ограниченными сроками хранения - изотермические вагоны, вагоны-рефрижераторы, которые должны обеспечивать поддержание необходимого температурного режима. Отправитель имеет право отказаться от неисправного вагона (непригодного в техническом или в коммерческом плат) и требовать его замены.
Погрузка грузов в вагоны (и на автомобили для завоза на станцию отправления), а также выгрузки из них может проводиться грузоотправителем или грузополучателем, а в установленных Уставом железных дорог Украины случаях -г силами железнодорожной станции.
При загрузке грузов в вагоны и контейнеры нужно учитывать их грузоподъемность и не допускать ее превышения; загружать вагон необходимо до высоты бортов. Заключая грузы в вагоны, нужно учитывать технические требования размещения грузов в вагонах и контейнерах, закреплять грузы для предотвращения их перемещению во время транспортировки. Для сокращения продолжительности выполнения погрузочных операций рекомендуется широко применять соответствующие средства механизации. Это тем более важно, что установлены специальные сроки загрузки (и разгрузки) вагонов, за несоблюдение которых предусмотрены штрафные санкции.
Загруженные вагоны (контейнеры) должны быть опломбированы железной дорогой или отправителем. Как правило, грузы отправляются:
За пломбами отправителя - когда груз загружен и взвешенный средствами отправителя
За пломбами железной дороги - когда вагон загружается и взвешенный ее средствами.
Как правило, на подъездных путях грузоотправителя загружаются собственными силами и средствами грузоотправителя; на станции железной дороги погрузки грузов осуществляется силами и средствами железной дороги (за исключением грузов с ограниченными сроками хранения, крупногабаритных грузов и тяжеловесных (массой более 0,5 т) грузов, которые загружает отправитель) загрузка грузов в контейнеры осуществляется силами и средствами отправителя, а их выгрузки из контейнеров - силами и средствами грузополучателя. Нормативными документами предусмотрена возможность выполнения всех грузовых работ силами железной дороги на платной основе в соответствии с договором между грузоотправителем и железной дорогой.
Как правило, к моменту отгрузки грузов грузоотправитель должен внести оплату за перевозку грузов и другие предусмотренные платежи, иначе дорога может задержать отправку груза.
Оплата перевозок грузов железными дорогами определяется по регулируемым или договорным тарифам в зависимости от количества грузов, вида отправки, расстояния и скорости перевозки, вида используемого вагона и его принадлежности (вагоны Укрзализныци или арендованные или частные вагоны). Кроме тарифных ставок применяются также тарифные сборы (за хранение товаров на складах, за взвешивание груза, за подачу вагонов на подъездные когда, по дезинфекцию, за сопровождение грузов и т.п.).
В подтверждение факта принятия груза к перевозке отправителю вручается грузовая квитанция (квитанция в приеме груза к перевозке), которая вместе со счетом на оплату товаров отправляется получателю товара. Окончательный расчет за перевозку производится грузополучателем по прибытии груза на станцию назначения до даты выдачи груза.
Железная дорога обязана обеспечивать доставку грузов по назначению и в оговоренные сроки. Сроки пребывания груза в пути рассчитываются по нормам суточного пробега грузов, которые зависят от вида вагона, вида отправки, характера груза, скорости доставки и расстояния перевозки. Кроме того, дополнительно выделяется время на выполнение операций, связанных с отгрузкой и прибытием груза и выполнения дополнительных операций над грузами в процессе их доставки (например, при переадресации грузов, накоплении и сортировке на грузосортировочных платформах мелких и контейнерных отправлений в вагонной нормы и др.).
Общий нормативный срок доставки груза включая время на операции по отгрузке и прибытия груза, время на дополнительные операции (при необходимости) грузов и время на непосредственное перевозки груза до станции назначения и рассчитывается по формуле:
где Тобщ - общий нормативный время доставки груза, сут;
Гв.п - время на выполнение операций с отправления и прибытия груза, сут (при любом виде отправления на данные операции выделяется 1 сутки);
Гдод - время на выполнение дополнительных операций с грузами, сут;
S - расстояние перевозки, км;
Nn - норма пробега вагона в сутки, км.
Отсчет срока доставки груза проводится с 24 ч. дня приема его к перевозке. Дата принятия груза к перевозке и дата окончания срока доставки должны быть указаны в грузовой квитанции.
Грузы считаются доставленными в срок, если на станции назначения они выгружены железной дороге, о чем сообщено грузополучателя, или если вагоны (контейнеры) с грузами поданы для выгрузки грузополучателем до истечения установленного срока доставки. Уставом железных дорог Украины предусмотрена материальная ответственность железной дороги за несоблюдение сроков доставки грузов.
За несвоевременную доставку грузов и порожних вагонов, принадлежащих предприятиям, организациям, учреждениям, гражданам-субъектам предпринимательской деятельности или арендованных ими, железная дорога уплачивает получателю штраф (если не докажет, что просрочка произошла не по его вине) в размере:
10% проезжей платы - за просрочку на 2 суток;
20% проезжей платы - за просрочку на 3 суток;
30% проезжей платы - за просрочку на 4 и более суток.
Указанный штраф не уплачивается, если груз не был вывезен получателем со станции в течение суток после получения уведомления о прибытии груза или если в этот же срок адресату розкредитуе перевозочные документы на груз, прибывший.
Операции по прибытию груза включают:
Сообщение грузополучателя о прибытии груза в его адрес;
Оформление документов на право получения грузов;
Прием груза от транспортного предприятия.
Железнодорожная станция должна сообщить грузополучателя о прибытии груза на его адрес в тот же день, но не позднее 12 часов. на следующий день. Сообщение о времени подачи вагонов (контейнеров) с грузами к месту выгрузки их грузополучателем должен быть сделано станцией железной дороги не позднее чем за 2:00 до объявленной подачи вагонов (контейнеров).
Выдача грузов может осуществляться не только способом выдачи вагонов или контейнеров с пристанционного состава или иного грузового хранилища, но и через подачу вагонов на подъездные пути грузополучателя.
Грузы, прибывшие, хранятся на станции бесплатно в течение суток. Этот срок исчисляется с 24 ч дня выгрузки груза (контейнера) средствами железной дороги или с 24 часов даты подачи вагонов под выгрузку средствами получателя. Получатель обязан за это время принять и вывезти со станции груз, прибывший в его адрес. За хранение груза на станции более указанный срок взимается плата, установленная тарифами.
Для получения груза представитель грузополучателя должен обратиться в товарную контору станции и предъявить соответствующее поручение. В товарной конторе проверяется правильность и полнота начисления платы за перевозку, оплачиваются дополнительные операции с грузом и др. После окончательного расчета представителю получателя выдается накладная, на обратной стороне которой календарным штемпелем удостоверяется оформлении выдачи груза. Груз выдается весовщиком после предоставления ему оформленной накладной.
Прием грузов от станции железной дороги может проводиться на складах станции или непосредственно из вагонов, а также непосредственно на складах грузополучателя, которые имеют подъездные пути. Принимая груз, представитель получателя обязан проверить, обеспечено его сохранение во время перевозки. При этом он проверяет состояние (исправность) вагона, целостность пломб и оттиски на них, исправность тары и упаковки, соответствие данных в накладной и по маркировке фактическому количеству мест, массе, качеству товаров, проводит внутренний осмотр вагона и состояния заключения в нем грузов и тому подобное.
Участие железной дороги в процессе приемки груза зависит от того, по чьим пломбами (железные или грузоотправителя) прибыл вагон (контейнер). При прибытии грузов в исправных вагонах с неповрежденными пломбами грузоотправителя взвешивания грузов не производится, что отмечается в транспортной железнодорожной накладной. После этого представитель грузополучателя расписывается в дорожной ведомости, получает вагон (контейнер) и организует дальнейшие операции с грузами в соответствии с принятой транспортно-технологической схемы.
Если грузы прибыли в вагоне (контейнере), за пломбами железной дороги, грузополучатель обязан потребовать проверки массы грузов, количества мест и качественного состояния груза даже в случае прибытия груза по целым неповрежденными пломбами.
Также железная дорога обязана проверить грузы при:
> Прибытия грузов, которые были загружены силами и средствами грузоотправителя и за его пломбами, если на станции назначения обнаружена неисправность вагона или повреждения пломб;
> Прибытии груза с признаками недостачи, порчи или повреждения при перевозке в открытом подвижном составе;
> Прибытия грузов с ограниченными сроками хранения с нарушениями установленных сроков доставки или с нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторных вагонов;
> Выдачи груза, который был выгружен станцией железной дороги в местах общего пользования.
Грузы, поступившие мелкими отправками, принимаются по массе, количеству мест и их состоянием с участием представителя железной дороги.
При выявлении нарушений представитель получателя обязан требовать оформления и издания ему коммерческого акта. Если железная дорога отказывается от составления коммерческого акта, то грузополучатель в течение 24 часов должен подать заявление-жалобу на имя начальника отделения или начальника Управления железной дороги через начальника станции, а прием груза проводить с участием представителя незаинтересованной организации, общественности или транспортной милиции. При установлении расхождений в количестве (качества) заполняется соответствующий акт об установлении расхождений в количестве (качества) при приемке товаров. Ответ на заявление-жалобу об отказе в составлении коммерческого акта начальник отделения железной дороги обязан в течение 3 суток (по товарам с ограниченными сроками хранения - в течение 24 часов).
Коммерческие акты, оформленные на специальных бланках в 3 экземплярах, подписываются начальником станции, заведующим грузового двора, лицом, проводившим взвешивания груза, грузополучателем. Первый экземпляр коммерческого акта передается в соответствующую службу железной дороги, 2-й экземпляр выдается грузополучателю, 3-й экземпляр хранится в делах станции. Коммерческий а кг основным документом, на основании которого могут предъявляться претензии на в иди и кодирования железной материальный ущерб. В отдельных случаях заполняются также акт общей формы и технический акт.
Кроме претензий за недостачу или повреждение грузов при перевозке заказчики могут предъявлять к железной дороге претензии за нарушение срока доставки грузов, за непредставление вагонов или контейнеров, за перебор проездных платежей и тому подобное. Размеры соответствующих штрафов предусмотрены Уставом железных дорог Украины.
Коммерческий акт составляется в случаях, если: фактические название, масса, количество мест не соответствуют данным сопроводительных документов; груз испорчен или поврежден, в т.ч. в результате нарушения правил, условий и сроков перевозки; грузы прибыли без документов или документы прибыли без груза; железная дорога возвращает похищенные грузы | Акт общей формы составляется в случаях, если: нет сопроводительных документов; нет пломб; содержание оттисков пломб не соответствует данным сопроводительных документов | Акт о техническом состоянии вагона составляется в случаях, если: вагон или контейнер поврежден; груз испорчен из-за неисправности вагона или контейнера; обнаружено, утечки в вагоне, контейнере |
Рис. 10.1. Условия оформления актов на транспорте
Принятые грузы должны быть вовремя выгружены из вагона (контейнера). Операции разгрузки вагонов могут осуществляться силами и средствами как грузополучателя, так и железной дороги. Сроки разгрузки устанавливаются действующими нормативными документами и зависят от вида груза, способа разгрузки (механизированный или ручной) и др. Продолжительность простоя вагона под разгрузкой определяется с момента подачи вагона под разгрузку и заканчивая моментом получения станцией железной дороги сообщения грузополучателя о готовности вагонов к уборке. Грузополучатели обязаны обеспечивать круглосуточное разгрузки вагонов (в том числе - в праздничные и выходные дни) для того, чтобы не допускать сверхнормативных простоев транспортных средств.
Отношения, возникающие между перевозчиками, грузоотправителями и грузополучателями, регулируются Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации. В нем определены права, обязанности и ответственность сторон, а также основные условия перевозок грузов.
Вопросы, связанные с организацией приема грузов к перевозке, их перевозок и хранения в местах общего пользования железнодорожных станций, регулируются специальными правилами, издаваемыми в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта.
При систематическом осуществлении перевозок грузов грузоотправители, грузополучатели могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. В них определяются объемы, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок. В соответствии с указанными договорами железные дороги обязуются в установленные сроки принимать грузы в обусловленном объеме, а грузоотправители - предъявлять их для перевозок.
Перевозки грузов могут осуществляться повагонными, контейнерными, мелкими, групповыми, маршрутными, а также сборными повагонными отправками.
Повагонной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление отдельного вагона.
Контейнерной отправкой признается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для транспортировки которого требуется предоставление одного контейнера.
Под мелкой отправкой понимается предъявляемый по одной накладной груз, для перевозки которого не требуется предоставление отдельного вагона или контейнера. При этом общая масса груза должна быть не менее 20 кг, но не более 20 т, а его количество не превышать по объему половины вместимости крытого вагона, контейнера или половины площади пола четырехосной платформы, полувагона.
Групповой отправкой считается предъявление к перевозке по одной накладной груза, для перевозки которого требуется предоставить более одного вагона, но менее маршрутной отправки.
Под маршрутной отправкой понимается предъявление к перевозке по одной накладной груза, для перевозки которого требуется предоставление вагонов в количестве, соответствующем нормам, установленным для маршрутов по массе или длине.
Сборной повагонной отправкой называется предъявляемый по одной накладной груз разных наименований в адрес одного грузополучателя.
Грузы могут перевозиться грузовой или большой скоростью. Скорость перевозки грузов выбирает и указывает в транспортной железнодорожной накладной грузоотправитель. Если для данного груза допускается перевозка только большой скоростью, то грузоотправитель должен указать ее.
Перевозка грузов осуществляется в соответствии с заявкой установленной формы, которую грузоотправитель представляет перевозчику не менее чем за 10 дней до начала перевозки (при перевозках грузов, направляемых на экспорт, и в прямом смешанном сообщении -- не менее чем за 15 дней). В заявке указываются количество вагонов и тонн, железнодорожные станции назначения и другие сведения, а также срок действия заявки, который не может превышать сорока пяти дней.
В соответствии с Правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом грузоотправитель обязан подготовить грузы для перевозки с целью обеспечения безопасности движения, сохранности грузов, вагонов, контейнеров. Качество перевозимых товаров, их тара и упаковка должны соответствовать требованиям стандартов, технических условий и т. п.
Предъявляемые к перевозке грузоотправителем тарные и штучные грузы должны иметь надлежащую транспортную маркировку. Она состоит из основных, дополнительных, информационных надписей и манипуляционных знаков.
Не позднее чем за два часа до подачи вагонов, контейнеров под погрузку перевозчик обязан уведомить об этом грузоотправителя.
Под погрузку должны подаваться исправные, очищенные внутри и снаружи, а в необходимых случаях продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны и контейнеры.
Погрузка грузов в вагоны или контейнеры, а также выгрузка из них в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителем или грузополучателем. Погрузка порожних или груженых контейнеров в вагоны, а также выгрузка из них таких контейнеров в местах общего пользования обеспечивается перевозчиками за счет грузополучателей с оплатой по соглашению сторон.
При погрузке грузов в вагоны и контейнеры следует учитывать их грузоподъемность и не превышать ее, а производя размещение и крепление грузов, соблюдать требования технических условий размещения грузов в вагонах и контейнерах.
Предъявляя груз для перевозки, грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную надлежащим образом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Транспортная железнодорожная накладная и выдаваемая на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
В соответствии с таким договором перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, а грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.
В подтверждение приема груза для перевозки перевозчик обязан проставить в транспортной железнодорожной накладной календарный штемпель. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости.
При предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель указывает в транспортной железнодорожной накладной их массу, а при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест.
Загруженные вагоны и контейнеры должны быть опломбированы перевозчиком или грузоотправителем (в зависимости от того, кто из них производил погрузку). Порядок пломбирования вагонов и контейнеров запорно-пломбировочными устройствами устанавливается Правилами пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте.
Как правило, до момента отправления грузов с железнодорожной станции грузоотправителем вносятся плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи.
Окончательные расчеты, связанные с перевозкой, производятся грузополучателем по прибытии грузов на станцию назначения до момента их выдачи.
При несвоевременных расчетах за перевозку грузов по вине грузоотправителя или грузополучателя перевозчик вправе потребовать уплаты процентов на сумму просроченного платежа в размере и в порядке, которые установлены гражданским законодательством. До внесения на железнодорожной станции назначения всех причитающихся перевозчику платежей вагоны, контейнеры находятся на ответственном простое грузополучателя, и с него взимается плата за пользование ими.
Перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Они определяются в соответствии Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, которые утверждены Министерством путей сообщения Российской Федерации. Однако в договорах грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 ч дня приема их для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока их доставки перевозчик указывает в выданной грузоотправителю квитанции.
Грузы считаются доставленными в срок, если на станции назначения они выгружены перевозчиком или если вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателем до истечения установленного срока доставки.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта случаев, перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки (при этом неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данного груза.
Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 ч дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. Если перевозчик не уведомил грузополучателя о прибытии грузов, он освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от сбора за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.
О времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту выгрузки их грузополучателем перевозчик уведомляет грузополучателя не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов и контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Грузы выдаются на станции назначения грузополучателю после внесения им платы за перевозку и иных причитающихся перевозчику платежей, если они не были внесены грузоотправителем. Порядок оформления выдачи грузов устанавливается Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.
В случае уклонения грузополучателя от внесения платы и платежей перевозчик вправе удерживать груз с уведомлением в письменной форме об этом грузоотправителя, который обязан в течение четырех суток после получения такого уведомления распорядиться грузом.
По прибытии груза на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять груз. Грузополучатель может отказаться от принятия груза только в том случае, если его качество вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, насколько исключается возможность полного или частичного использования такого груза.
Прибывшие грузы, контейнеры, подлежащие выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранятся на железнодорожной станции назначения бесплатно в течение двадцати четырех часов. Указанный срок исчисляется с 24 ч дня обеспеченной перевозчиком выгрузки грузов, контейнеров или с 24 ч дня подачи перевозчиком вагонов, контейнеров с грузами к предусмотренному месту выгрузки (для разгрузки грузополучателем). Сроки и порядок хранения грузов на железнодорожной станции назначения устанавливаются Правилами хранения грузов в местах общего пользования при перевозке железнодорожным транспортом. Расходы перевозчика, возникающие после окончания срока доставки в связи с хранением грузов на железнодорожной станции назначения сверх указанного срока, оплачиваются грузополучателем.
При выдаче груза грузополучателю перевозчик обязан проверить его состояние, массу и количество мест в следующих случаях:
- прибытия груза в неисправном вагоне, контейнере, а также в вагоне, контейнере с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами или запорно-пломбировочными устройствами попутных железнодорожных станций;
- прибытия груза с коммерческим актом, составленным на попутной железнодорожной станции;
- прибытия груза с признаками недостачи либо повреждения или порчи при перевозке груза в открытом железнодорожном подвижном составе;
- прибытия скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или с нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне;
- прибытия груза, погрузка которого обеспечивалась перевозчиком;
- выдачи груза, выгруженного перевозчиком в местах общего пользования.
При перевозке тарных и штучных грузов в перечисленных выше случаях проверяется состояние и масса грузов, находящихся в поврежденных таре и упаковке.
Если на железнодорожной станции назначения обнаружены недостача, повреждение (порча) груза либо такие обстоятельства зафиксированы в составленном в пути следования коммерческом акте, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт. При необходимости проведения экспертизы перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов либо соответствующих специалистов.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке грузов перевозчиком, грузоотправитель, грузополучатель несут ответственность, предусмотренную Гражданским кодексом, Уставом железнодорожного транспорта, а также договором перевозки грузов.
В частности, имущественную ответственность в виде штрафа за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов несет перевозчик при неподаче вагонов, контейнеров, а грузоотправитель - при непредъявлении грузов, неиспользовании поданных вагонов, контейнеров или отказе от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров. Размеры таких штрафов, а также случаи, когда стороны освобождаются от их уплаты, установлены Уставом.
Перевозчик несет имущественную ответственность за не- сохранность груза после принятия его для перевозки и до выдачи его грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в частности, вследствие:
- причин, зависящих от грузоотправителя или грузополучателя;
- особых естественных свойств перевозимого груза;
- недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре при приеме груза для перевозки, либо применения тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути;
- сдачи для перевозки груза, влажность которого превышает установленную норму.
Перевозчик освобождается от имущественной ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, если:
- груз прибыл в исправном вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо в исправном подвижном составе без перегрузки в пути следования с исправной защитной маркировкой или исправной увязкой, а также при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза;
- недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза в открытом железнодорожном подвижном составе;
- перевозка груза осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя;
- недостача груза не превышает норму естественной убыли и погрешность измерений массы нетто;
- утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной.
Возмещение ущерба, причиненного при перевозке перевозчиком, происходит:
- в размере стоимости утраченного или недостающего груза в случае его утраты или недостачи;
- размере суммы, на которую понизилась стоимость груза в случае его повреждения (порчи) или в размере его стоимости при невозможности восстановить поврежденный груз;
- размере объявленной стоимости груза или в размере доли его объявленной стоимости, соответствующей утраченной, недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, в случае утраты груза, сданного для перевозки с объявлением его ценности.
Стоимость груза объявляется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором.
Кроме возмещения ущерба в указанных размерах перевозчик возвращает взысканную за такой груз плату за перевозку и иные причитающиеся ему платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входит в стоимость груза.
Обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей при осуществлении перевозок грузов по железным дорогам, удостоверяются коммерческими и иными актами. Порядок их составления определен Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Коммерческим актом удостоверяются следующие обстоятельства:
- несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе;
- повреждение (порча) груза и возможные причины такого повреждения;
- обнаружение груза без перевозочного документа, а также перевозочного документа без груза;
- возвращение перевозчику похищенного груза;
- непередача перевозчиком груза на железнодорожный подъездной путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.
Коммерческий акт должен быть составлен в день выгрузки или выдачи грузов получателю, а при составлении его в пути следования - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению таким актом. При невозможности составить акт в указанные сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.
В коммерческом акте должны содержаться:
- точное и подробное описание состояния груза и тех обстоятельств, при которых обнаружена его несохранность;
- данные о том, правильно ли погружен, размещен и закреплен груз, а также имеется ли защитная маркировка груза, перевозимого в открытом подвижном составе. Если допущены нарушения требований к погрузке, размещению или креплению груза, то в акте указывается, какие именно.
При составлении коммерческого акта о порче продовольственного и скоропортящегося грузов к нему прикладывается выписка из рабочего журнала о температурном режиме изотермических вагонов и контейнеров.
Коммерческий акт составляется в трех экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений. Подписывают его грузополучатель, если он участвует в проверке грузов, и перевозчик. По требованию грузополучателя перевозчик обязан в течение трех дней выдать коммерческий акт.
В соответствии с действующим законодательством грузоотправитель или грузополучатель до предъявления иска, возникшего в связи с нарушением перевозчиком обязательств по договору перевозки, обязаны предъявить ему претензию. Порядок ее предъявления определен Правилами предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом. К претензии прилагаются подтверждающие предъявленные заявителем требования подлинные документы или надлежаще заверенные их копии. К претензии в отношении просрочки доставки груза должны быть приложены подлинные документы, а к претензии в отношении утраты, недостачи или повреждения (порчи) грузов - еще и документ, удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленных грузов.
Претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение шести месяцев, а претензии в отношении штрафов и пеней - в течение сорока пяти дней. Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения претензии.
В случае полного или частичного отказа перевозчиком удовлетворить претензию либо в случае неполучения от него ответа в течение тридцати дней со дня получения претензии грузоотправителями или грузополучателями могут быть предъявлены иски. Иски предъявляются в суд или арбитражный суд в течение одного года со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензии.
Вопросы для самоконтроля
- 1. Назовите основные виды автотранспортных средств, используемых в процессе товародвижения. На какие классы они подразделяются?
- 2. Какой подвижной состав используется для перевозки товаров по железной дороге?
- 3. Какие документы регулируют отношения, возникающие между перевозчиками, грузоотправителями и грузополучателями?
- 4. Каковы обязанности сторон по договору перевозки грузов?
- 5. Какой существует порядок приема груза к перевозке автомобильным транспортом?
- 6. Какие правила укладки грузов должны соблюдаться при их перевозке автомобильным транспортом?
- 7. Каков порядок сдачи грузополучателю груза, доставленного автомобильным транспортом?
- 8. Какую ответственность несет автотранспортная организация за сохранность груза?
- 9. В каких случаях организация-перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение груза?
- 10. Какой установлен порядок рассмотрения претензий, предъявляемых грузополучателями и грузоотправителями к автотранспортной организации?
- 11. Какими отправками могут осуществляться перевозки грузов по железной дороге?
- 12. Какой существует порядок представления и рассмотрения заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом?
- 13. Каково содержание транспортной маркировки, наносимой грузоотправителем на каждое грузовое место при железнодорожных перевозках?
- 14. Какие документы подтверждают заключение договора перевозки груза на железнодорожном транспорте? Каково их содержание?
- 15. Кем устанавливаются порядок и сроки уведомления грузополучателя о прибытии груза? Каков порядок выдачи груза на станции назначения?
- 16. В каких случаях перевозчик обязан проверить состояние, массу и количество мест груза, подлежащего выдаче?
- 17. Что собой представляет коммерческий акт? В каких случаях, в какие сроки и кем он составляется?
- 18. Какой установлен порядок предъявления претензий к перевозчику в связи с нарушением им обязательств по договору перевозки грузов?
5.1.1. Организация ж/д перевозок
Международные железнодорожные перевозки осуществляются на основании двусторонних и многосторонних соглашений, которые заключаются соответствующими министерствами государств - участников соглашения. Основным документом, которым оформляется железнодорожная перевозка грузов, является железнодорожная накладная. Тарифы на железнодорожные перевозки регулируются соответствующими национальными органами
Крупнейшими по объемам перевозок грузов являются железные дороги Китая, США и России, по грузообороту - США, Китая и России, по перевозкам пассажиров - Японии, Индии и России, по эксплуатационной длине железных дорог - США и Россия, по протяженности электрифицированных магистралей - Россия.
В настоящее время грузооборот железных дорог несколько сокращается в пользу автомобильного транспорта, а пассажирооборот - в пользу авиатранспорта.
Регулированием международных железнодорожных перевозок и согласованием тарифов занимается Центральное бюро международного железнодорожного транспорта (Central Office of International Railway Transport) со штаб-квартирой в Берне (Швейцария). Наиболее универсальными многосторонними соглашениями о международных железнодорожных сообщениях являются Бернские конвенции о перевозке грузов и пассажиров, первоначально заключенные в конце прошлого века. В дальнейшем они неоднократно пересматривались. В настоящее время действует единая Конвенция о международных железнодорожных перевозках в редакции 1980 г., содержащая объединенный текст Бернских конвенций.
В железнодорожных перевозках используется достаточно большое количество видов платформ и вагонов, основные из которых представлены в таблице 5.1.
Таблица 5.1.
Классификация ж/д вагонов
Наименование |
Внешний вид |
Характеристика |
||||
4-осный крытый вагон (цельнометаллический либо с деревянными стенками |
предназначен для транспортировки тарно-штучных, штабельных, пакетированных и некоторых сыпучих (зерно) грузов, требующих защиты от атмосферных осадков, по ж/д. Универсальное средство, для перевозки грузов не требующих особых условий транспортировки |
Грузоподъёмность - до 68 т Масса вагона (тара) - 23 т Объём кузова - 120м 3 |
||||
4-осный крытый двухъярусный вагон для скота |
Грузоподъемность - 22 т Масса тары вагона - 25,4 т |
|||||
4-осный крытый цельнометаллический вагон для автомобилей |
Грузоподъемность -- 42 т Масса тары вагона -- 42 т |
|||||
4-осный крытый вагон-хоппер |
Обеспечивает перевозку по железным дорогам зерна, цемента, минеральных удобрений, гранулированных полимеров и прочих сыпучих материалов насыпью с гравитационной погрузкой через верхние люки и разгрузкой в межрельсовое пространство через нижние люки. Привод механизма разгрузки ручной. |
Грузоподъемность – до 72 тн.,масса тары вагона от 18 до 28 тн, объем кузова от 55 до 146 м 3 . Имеет от 1 до 4 лючков. |
||||
4-осная платформа, с металлическими бортами либо без них |
платформа двухъярусная платформа |
Предназначена для перевозки, лесоматериалов, колесных пар, большегрузных контейнеров, контейнер-цистерн, машин на колесном ходу в пределах внутреннего габарита данного вагона, не требующих укрытия от атмосферных осадков с выгрузкой на пунктах, имеющим приемо-разгрузочные устройства. |
Грузоподъемность от 20 до 93 тн, масса тары вагоно от 20 до 30 тн. |
|||
4-осный полувагон |
Используется для перевозки массовых неагрессивных, насыпных и навалочных грузов с tо не выше +100оС, не требующих укрытия от атмосферных осадков, а также штабельных и штучных с креплением их в соответствии с Правилами погрузки и крепления грузов. |
Грузоподъемность – до 70 т Масса тары вагона – до 23 т Объем – до 73м 3 . Бывает глухой конструкции и с технологическими лючками |
||||
8-осный полувагон |
То же самое. |
Грузоподъемность – до 225тн Масса тары вагона – до 44 т Объем – до 138м 3 . |
||||
Рефрижераторный отсек |
Рефрижераторный подвижной состав применяется для перевозки по железным дорогам скоропортящихся грузов, требующих защиты от действия на них высоких или низких температур наружного воздуха, особого обслуживания в пути. В вагонах создаётся практически любой температурный режим, от +15oC до -18 o C, при температуре наружного воздуха от -45 o C до +35 o C. Внутри грузового вагона температура распределяется равномерно. Перепад её в различных точках грузового помещения колеблется от 2 o C до 3 o C |
Все грузовые вагоны обращающиеся по сети железных дорог имеют нумерацию, построенную по специальной системе. Номер каждого грузового вагона состоит из семи цифр. Первая цифра обозначает род вагона (2 - крытый, 4 - платформа, 6 - полувагон, 7 - цистерна, 8 - изотермический, 9 - прочий., В качестве первой цифры не используются 1, 3, 5 (резервные). Вторая цифра указывает число осей у вагона (0 или 1 - две оси, 2, 3, 4, 5, 6 или 7 - четыре оси, 8 - шесть осей, 9 - восемь и более осей), а совместно вторая и третья цифры характеризуют некоторые технические данные вагона; длину рамы, тип кузова полувагона, наличие разгрузочных люков, специализацию цистерн, систему охлаждения изотермического вагона и т. д. Четвертая, пятая, шестая и седьмая цифры вместе с тремя первыми образуют номер грузового вагона. Одновременно с этим седьмая цифра указывает на наличие или отсутствие у вагона ручного тормоза.
В РФ, железнодорожные перевозки регламентируются Уставом Железнодорожного транспорта РФ. Главным органом является Министерство путей сообщения (МПС)
Функции МПС достаточно разнообразны. В частности, МПС имеет право с участием заинтересованных ведомств разрабатывать и утверждать нормативные акты, действующие на железнодорожном транспорте и регламентирующие отдельные аспекты работы данной отрасли. Так, в разное время были разработаны и утверждены:
Правила перевозок грузов,
Технические условия погрузки и крепления грузов,
Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и железнодорожно-автомобильном сообщении,
Правила перевозок экспортно-импортных грузов.
Нормы точности взвешивания;
Сроки доставки грузов;
Правила хранения грузов;
Правила передачи и переадресовки грузов;
Правила предъявления и рассмотрения претензий.
Все они имеют силу закона и являются обязательными для железных дорог, грузоотправителей и грузополучателей. Так же следует отметить, что действующим законодательством в первую очередь защищаются государственные интересы.
Основными условиями перевозок грузов по железной дороге в международном сообщении являются следующие:
Грузы принимаются к перевозке по внутренним правилам страны отправления;
Отправление грузов может осуществляться как в перегрузочном, так и в бесперегрузочном сообщениях;
Грузы, транспортируемые на особых условиях, не оговоренных в соглашении между сторонами, могут отправляться только по предварительному соглашению сторон;
Для прямого международного сообщения каждая страна может открыть не все станции, а лишь некоторые из них. Списки открытых станций называются в соответствующем соглашении;
Провозная плата для транспортировки по территории каждой из стран исчисляется по их внутренним тарифам и правилам. Во всех соглашениях устанавливается, что при отсутствии в их тексте необходимых указаний, следует руководствоваться внутренним законодательством;
Договор перевозки оформляется соответствующей накладной, которая заполняется на русском языке и языке страны-партнера.