В интегрированной логистике применяются концепции TQM, JIT, KANBAN, LP, SCM и др.
TQM (Total Quality Management) - всеобщее управление качеством - непрерывно развивающаяся во времени концепция, определяющая конкурентное качество при отсутствии пределов его совершенствования. TQM интегрирует как техническую сторону качества, предоставляемую стандартами ISO-9000, так и интеграцию со всеми логистическими партнерами и прежде всего с потребителями.
JIT (just in time) - концепция (технология) построения логистической системы или организация логистического процесса в отдельной функциональной области, обеспечивающая доставку материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции в нужном количестве в нужное место и точно к назначенному сроку. Применение концепции «точно в срок» позволяет снизить запасы, сократить производственные и складские площади, повысить качество изделий, сократить сроки производства, эффективно использовать оборудование, уменьшить количество непроизводственных операций.
Система JIT зародилась в Японии в середине 1970-х гг. в компании Toyota и в настоящее время с большим успехом применяется во многих экономически развитых странах.
Сущность системы JIT сводится к отказу от производства продукции крупными партиями. Взамен этого создается непрерывно-поточное предметное производство. При этом снабжение производственных цехов и участков осуществляется столь малыми партиями, что по существу превращается в поштучное. Данная система рассматривает наличие товарно-материальных запасов как факт, затрудняющий решение многих проблем. Требуя значительных затрат на содержание, большие материальные запасы отрицательно сказываются на нехватке финансовых ресурсов, маневренности и конкурентоспособности предприятия. С практической точки зрения главной целью системы JIT являются уничтожение любых лишних расходов и эффективное использование производственного потенциала предприятия.
Основные положения философии технологии «точно в срок»:
- 1) любые остатки материально-производственных запасов - зло, поскольку они омертвлены (практически бесполезны), нуждаются в дополнительных затратах на их складирование и хранение;
- 2) поломки и простои производственного оборудования должны сводиться к минимуму;
- 3) производство должно быть остановлено при выявлении брака или отсутствии комплектующих.
Система JIT более увязана со спросом, чем традиционный метод «выбрасывания продукции на рынок». При этой системе действует принцип: производить продукцию только тогда, когда в ней нуждаются, и только в таком количестве, которое требуется покупателю. Спрос сопровождает продукцию через весь производственный процесс. При каждой операции производится только то, что требуется для следующей. Производственный процесс не начинается до тех пор, пока с места последующей операции ие поступит сигнал о необходимости приступить к производству. Детали, узлы и материалы доставляются только к моменту их использования в производственном процессе.
Система JIT предусматривает уменьшение размера обрабатываемых партий, практическую ликвидацию незавершенного производства, сведение к минимуму объема товарно-материальных запасов и выполнение производственных заказов не по месяцам и неделям, а по дням и даже часам. При этом упрощается также система производственного учета, так как появляется возможность осуществления учета материалов и затрат на производство на одном объединенном счете. При этом использование обособленного счета для контроля за складскими запасами материалов теряет свою актуальность.
Применение принципов JIT приводит к лучшему качеству производства, лучшему обслуживанию и лучшей оценке стоимости.
Таким образом, можно сделать вывод, что потенциальные преимущества системы//Г многочисленны. К основным из них можно отнести следующие.
Во-первых, ее применение приводит к уменьшению уровня запасов, что означает меньше вложений капитала в товарно-материальные запасы. Поскольку в этой системе требуется иметь в наличии для немедленного использования минимальное количество материалов, то существенно снижается общий уровень запасов.
Во-вторых, в условиях применения системы JIT имеют место сокращение цикла выполнения заказа и возрастание надежности его исполнения. Что в свою очередь способствует существенному уменьшению потребности в резервном запасе, который представляет собой дополнительные товарные единицы запасов, сохраняемые во избежание возможного дефицита. График производства в рамках плановопроизводственной перспективы также сокращается. Это позволяет выиграть время, необходимое для того, чтобы отреагировать на измепение конъюнктуры рынка. Производство продукции небольшими партиями также способствует достижению большей гибкости.
В-третьих, при применении этой системы отмечается улучшение качества производства. Когда заказанное количество продукции невелико, источник проблем с качеством легко выявляется и корректировки вносятся немедленно. В этих условиях у работников многих фирм наблюдается большее понимание значения качества, что ведет к улучшению качества производства на рабочих местах.
К другим преимуществам системы JIT можно отнести: уменьшение капитальных затрат на содержание складских помещений для запасов материалов и готовой продукции; снижение риска морального устарения запасов; снижение потерь от брака и уменьшение затрат на переделку; уменьшение объема документации.
Использование рассмотренной модели в отечественных организациях обеспечения потребностей руководителей в принятии эффективных управленческих решений о виде, цене, себестоимости, составе и путях сбыта продукции способствует дальнейшему совершенствованию производственной и коммерческой деятельности организации.
Многие исследователи отмечают, что концепция JIT нацелена на синхронизацию работы всех элементов цени, на раннюю идентификацию требований отгрузки товаров но заказам, обеспечение строжайшей дисциплины договорных отношений. Для недопущения накопления чрезмерных запасов, с одной стороны, и оптимизации общих логистических издержек - с другой, приоритетное значение получает задача поиска консолидации грузов. Вместо поставки мелких партий от разных поставщиков в точные сроки заказы, выполняемые разными поставщиками, должны объединяться в рамках одной поставки. Для применения технологии JIT необходимо создание максимально тесных взаимоотношений между покупателем и поставщиком с точки зрения обмена информации и координации планов; также повышаются требования к качеству поставляющих материалов и комплектующих .
Рис. 4.3.
Современная практика менеджмента характеризуется интенсивным переходом от управления отдельными логистическими функциями или операциями к управлению бизнес-процессами, более адекватными объектами концепции интегрированной логистики. Под логистическим бизнес-процессом понимают взаимосвязанную совокупность операций и функций, трансформирующих ресурсы компании в результат, определяемый сопутствующими потоками. Этот результат обычно определяется ключевыми факторами логистики, такими как общие затраты, время исполнения заказа, качество потребительского сервиса и г.д.
Для улучшения эффективности функционирования компания должна рассматриваться не просто как сложившаяся структура, а как система взаимосвязанных бизнес-процессов, направленных на достижение стратегических, тактических или оперативных целей бизнеса.
Основной проблемой в рассматриваемой концепции является определение потребностей клиента в логистических услугах и включение в логистический процесс только тех операций/фуикций, которые действительно обеспечивают выполнение этих потребностей с минимальными затратами ресурсов. Отсюда возникает проблема определения базового уровня обслуживания потребителей. Ключевым потребителям может быть предложен уровень сервиса несколько выше базового. При этом логистический сервис выше базового уровня называют «логистикой с добавленной стоимостью». Такое обслуживание уникально но определению и предоставляется особым (VIP) потребителям помимо базовых сервисных программ компании .
Концепция интегрированной логистики предусматривает объединение функциональных областей логистики в единую систему в целях ее оптимизации. Предпосылками появления этой концепции явились развитие информационно-компьютерных технологий, распространение философии всеобщего управления качеством, рост партнерства, глобализация рынка, изменения в государственном регулировании транспортной деятельности. Они рассматривались нами выше.
Принципы интегрированной логистики:
1. Системный подход;
2. Принцип общих логистических издержек;
3. Принцип глобальной оптимизации;
4. Принцип логистической координации и оптимизации;
5. Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки;
6. Принцип выделения комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.;
Рис.3.2 Основные логистические концепции
7. Принцип комплексного управления качеством;
8. Принцип гуманизации всех функций и технологических решений;
9. Принцип устойчивости и адаптивности.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 3
1) Назовите и охарактеризуйте этапы эволюции логистики.
2) Каковы временны е границы этапов эволюции логистики?
3) Каковы предпосылки перехода логистики на новые этапы?
4) В чем состоит различие взглядов на развитие логистики?
5) Каковы уровни развития логистики на предприятии?
6) Дайте характеристику информационным концепциям логистики.
7) Дайте характеристику маркетинговым концепциям логистики.
8) Дайте характеристику концепции интегральной логистики.
9) Охарактеризуйте логистическую концепцию управления цепями поставок. В чем отличие логистики и управления цепями поставок?
10) Охарактеризуйте логистическую концепцию всеобщего управления качеством. В чем состоит отличие концепции всеобщего управления качеством и стандартов качества ISO ?
11) Охарактеризуйте логистическую концепцию точно в срок. В чем отличие подхода к управлению процессами в соответствии с концепцией точно в срок и традиционным управлением?
12) Охарактеризуйте логистическую концепцию «тощего» производства.
13) Охарактеризуйте логистическую концепцию быстрого реагирования. Каковы ее модификации и предпосылки появления?
14) Охарактеризуйте логистическую концепцию управления запасами поставщиком.
15) Охарактеризуйте логистические системы планирования материалов (материальных ресурсов) в производстве и распределении. В чем их отличие друг от друга?
16) Охарактеризуйте логистические системы планирования ресурсов предприятия. В чем их отличие друг от друга?
17) Каковы особенности и предпосылки возникновения концепции интегрированной логистики?
18) Назовите принципы интегрированной логистики, охарактеризуйте их.
Задание 6
Выберите конкретный продукт, цепь поставок которого легко изучить, например, бензин, телефонные услуги, автомобили, ресторанную сеть и т.п. Определите, какие логистические концепции могут быть применены в цепи поставок выбранного продукта.
Задание 7 для самостоятельной работы (дополнительное):
Сделайте презентацию в MS PowerPoint по материалам темы 3, согласовав тему презентации с преподавателем.
Тема 4. Функциональные области логистики и
логистические функции (Задачи оптимизации ресурсов в логистической системе)
Изучив тему 4, Вы узнаете цели задачи логистики в функциональных областях «снабжение», «производство», «распределение», а также цели и задачи выполнения логистических функций: управление закупками, управление запасами, транспортировка, складирование, грузопереработка и др. Рассмотрение вопросов темы 4 позволяет узнать основные задачи оптимизации ресурсов в разных функциональных областях логистики, в том числе при выполнении отдельных логистических функций.
1) Функциональная область логистики «снабжение»
Снабжение в тактическом аспекте – ежедневные операции, традиционно связываемые с закупками и направленные на избежание дефицита. Стратегическая сторона снабжения – собственно сам процесс управления закупками, связи и взаимодействия с другими отделами предприятия, поставщиками, потребностями конечного потребителя, планирование и разработка новых закупочных схем, методов и т.п.
Цель функциональной области «снабжение» - удовлетворение потребности производства в материальных ресурсах с максимально возможной эффективностью и создание надежного и бесперебойного материального потока в организацию.
Задачи снабжения:
· Определение потребности в материальных ресурсах;
· Исследование рынка закупок;
· Оценка и выбор поставщиков;
· Осуществление закупок;
· Контроль и оценка выполнения закупок;
· Создание запасов, проведение подходящей политики запасов и инвестиций в них;
· Подготовка бюджета закупок и др.
Эволюция функций управления закупками показана на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Эволюция функций управления
закупками (снабжением)
2) Функциональная область логистики «производство»
Цель функциональной области «производство» – обеспечение логистической поддержки управления производственными процедурами. Задачи:
· Оперативно-календарное планирование выпуска готовой продукции (ГП);
· Оперативное управление технологическими процессами производства;
· Всеобщий контроль качества, поддержание стандартов и соответствующего сервиса;
· Стратегическое и оперативное планирование поставок материальных ресурсов (МР);
· Организация внутрипроизводственного складского хозяйства;
· Прогнозирование, планирование и нормирование расходов МР в производстве;
· Организация работы внутрипроизводственного технологического транспорта;
· Управление запасами МР, незавершенного производства (НП), ГП на всех уровнях;
· Физическое распределение МР и ГП (внутрипроизводственное) и др.
Существует два типа производственных логистических систем: толкающего (выталкивающего) типа и тянущего (вытягивающего) типа.
Толкающие системы характеризуются следующим: время выполнения каждой операции устанавливается общим расписанием, к этому времени операция должна быть завершена; Полученный продукт далее «проталкивается» дальше и становится запасом НП в начале следующей операции. Этот вариант игнорирует то, что в настоящее время делает следующий участок, а он может быть занят или ожидать поступления НП. Результатом становятся задержки в работе и рост запасов незавершенного производства.
Вытягивающие системы характеризуются следующим: когда в ходе одной операции заканчивается обработка единицы продукции, посылается сигнал на предыдущую операцию и сообщается, что требуется другая единица для работы. Другими словами, предыдущая операция отправляет обрабатываемую единицу только тогда, когда получает на это запрос.
Системы выталкивающего типа основываются на строгом графике производства и дают возможность применения систем планирования ресурсов (MRP – I, МRP – II). Планирование осуществляется на основе следующих источников информации (рис.4.2):
Основного графика, где указывается объем каждого продукта, изготавливается в каждый промежуток времени;
Ведомость спецификации материалов, где перечисляются материалы, необходимые для производства каждого вида продукции;
Учетная документация по запасам, где показано наличие материалов.
Рис.4.2. Процедура планирования потребности в материалах,
основанного на производственных графиках
Вытягивающие системы работают в соответствии с концепциями точно-в-срок и быстрой реакции на запросы потребителей. Примером вытягивающих систем является система КАНБАН, рис.4.3.
Условия функционирования системы КАНБАН:
1) Все материалы хранятся и перемещаются в стандартных контейнерах, для каждого материала используется свой контейнер.
2) Контейнер перемещается только тогда, когда к нему прикрепляется канбан перемещения.
3) Когда одни участок нуждается в материалах (запас НЗП до уровня повторного заказа), к пустому контейнеру прикрепляется канбан перемещения. Это сигнал для отправления контейнера на предыдущий участок или участок хранения НЗП.
На этом участке к контейнеру прикрепляется канбан производства, и конейнер передается на предыдущий участок.
Рис. .4.3. Система «канбан» с двумя картами
4) Это сигнал для производства следующий порции товара, достаточной для заполнения контейнера.
5) Контейнер заполняется, к нему прикрепляется канбан перемещения, и отправляется на следующий участок
Преимущества вытягивающих систем очевидны: снижение запасов, сокращение времени выполнения заказа, сокращается время производства продукции, более полная загрузка оборудования, повышенная производительность, упрощенное планирование и диспетчирование, повышение качества материалов и продуктов и др.
Проблемы, возникающие в производственных логистических системах вытягивающего типа:
Долгое время до существенного улучшения
Зависимость от высокого качества материалов, поставляемых поставщиком
Зависимость от способности поставщиков обеспечивать потребность в точные сроки
Необходимость разработки динамичных графиков
Зависимость от времени переналадки оборудования
Противодействия со стороны персонала
Работа сотрудников в обстановке повышенного стресса и др.
3) Функциональная область логистики «распределение»
Цель – интегрированное управление логистическими функциями и операциями продвижения готовой продукции и сопутствующим сервисом от производителей и/или оптовых торговых компаний до конечных или промежуточных производителей
Задачи распределения на микроуровне:
· Организация получения и обработки заказа;
· Выбор вида упаковки, комплектация и т.д.;
· Организация доставки и контроль за транспортировкой;
· Организация послереализационного обслуживания.
Задачи распределения на макроуровне:
· Выбор и построение распределительной системы (каналов распределения);
· Определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории;
· Определение оптимального расположения распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории.
Решения в области распределения определяются двумя концепциями: специализация и ассортимент. Специализация на определенных операциях и/или функциях позволяет фирмам выполнить их наилучшим образом. Как правило, в системах распределения привлекают логистических посредников для выполнения функций: транспортировка, складирование, грузопереработка, организация продаж и т.п. Логистические посредники, специализирующиеся на отдельных функциях и операциях могут их выполнить лучше и более эффективно, чем фирма-производитель.
Концепция продуктового ассортимента заключается в создании комплекта материалов, продукции и т.п., требуемого конкретным потребителям. Процесс создания такого продуктового микса включает три этапа: концентрацию (сбор), кастомизацию (сортировку и группировку) и рассеивание (отправка в конкретное место).
Логистические посредники в распределении выполняют следующие функции:
а) функции (операции) физического распределения (транспортировка, складирование, упаковка, грузопереработка и т.п.);
б) функции обмена (купли-продажи);
в) поддерживающие функции (страхование рисков, информационная поддержка, финансирование и т.п.)
Наличие посредников значительно усложняет принятие эффективных решений. Основные проблемы возникают в области согласования локальных групп посредников и глобальными, или стратегическими, целями фирмы-организатора логистического процесса. Необходимо учитывать кооперацию логистических посредников (ассоциации, союзы, связанные взаимоотношения и другие формы), их конкуренцию и возникающие между ними горизонтальные (между посредниками одного уровня) и вертикальные (между посредниками разных уровней) конфликты.
4) Логистическая функция «транспортировка»
Транспортировка является ключевой логистической функцией, связанной с перемещением материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции в транспортных средствах по определенной технологии. Транспортировка, помимо перемещения грузов, включает такие логистические операции, как экспедирование, грузопереработку, упаковку, таможенные процедуры, страхование рисков и т.п.
Выполнение всех логистических операций транспортировки производится с целью обеспечения доставки нужной продукции требуемого количества и качества в заданное время и с оптимальными затратами. Значение транспортировки в логистике достаточно велико. По разным оценкам, затраты на транспортировку составляют от 20 до 70 % от общих затрат на логистику и могут доходить до 300% от себестоимости производства продукции по различным отраслям и компаниям.
Обеспечение транспортировки в логистике требует управления грузопотоками, следующими от конкретных пунктов зарождения до конкретных пунктов погашения. Для этого необходимо решение следующих задач транспортировки:
Обеспечение технологического единства транспортно-складского хозяйства, совместное планирование производственного, транспортного и складского процессов;
Выбор рационального способа транспортировки грузов: унимодальной, мультимодальной, интермодальной и т.п.;
Выбор вида (видов) транспорта;
Выбор транспортных средств;
Выбор логистических посредников в транспортировке (перевозчиков, экспедиторов, агентов, терминалов и т.п.);
Определение рациональных маршрутов;
Распределение транспортных средств по маршрутам;
Оценка качества транспортного сервиса;
Определение логистических издержек, связанных с транспортировкой;
Обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласования их экономических интересов, распределения рисков и ответственности.
Технологии доставки стали базироваться на концепции интеграции транспорта и материально-технического обеспечения, что привело к постепенному органическому срастанию транспорта с обслуживаемым производством. Транспорт является ключевой частью логистической цепи.
Транспорт – это, во-первых, комплекс технических средств для осуществления транспортировки грузов и пассажиров; во-вторых, отрасль экономики страны, обеспечивающая бесперебойное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.
Транспортная система – комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимозависимости и взаимодействии при выполнении перевозок.
Рынок транспортных услуг – экономическая система отношений со встроенным организационным механизмом управления транспортной системой, посредством которого формируется отношения обмена между покупателями и продавцами транспортных услуг.
Оценивая значение отдельных видов транспорта, обычно подчеркивают их следующее разделение:
· по степени универсальности перевозок, наиболее универсальными являются морской и железнодорожный;
· по масштабам международных сообщений – межконтинентальные: морской и воздушный; внутриконтинентальные и региональные: все остальные;
· по скорости доставки, наиболее эффективные воздушный и в определенной ситуации автомобильный;
· по перевозкам отдельных видов грузов, таких как жидкие и газообразные, трубопроводный.
Решение любой задачи выбора производится на основе определенных критериев. Логистические процедуры выбора в транспортировке – это сложные многокритериальные задачи, решаемые с учетом системы критериев. Основными критериями выбора варианта транспортировки являются стоимость доставки, время, затрачиваемое на перевозку, качество доставки, выполнение сопутствующих услуг и др.
5) Логистические функции «складирование» и
«грузопереработка»
Охватывает процессы формирования складской сети, эффективного функционирования складского хозяйства и управления логистическим процессом на складе.
Современный крупный склад- это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций:
1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом;
2. Выравнивание интенсивности материальных потоков в соответствии со спросом потребителя;
3. Хранение запасов;
4. Унитизация (объединение) грузов;
5.Предоставление услуг, например, подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т. д.); проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж; придание продукции товарного вида, предварительная обработка; транспортно-экспедиционные услуги и т.д.
Классификация складов приведена на рис. 4.4.
В складировании решается три вида задач:
1) задачи проектировочного характера, а именно: задачи выбора количества складов, размера (мощности) складских сооружений, выбора формы собственности складов и форм снабжения в складской сети (централизованное или децентрализованное);
2) задачи, так называемого, микропроектирования, когда разрабатываются компоновочные решения складских площадей и объемно-планировочные решения зоны основного хранения.
3) задачи организации логистического процесса на конкретном складе.
Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Схема логистического процесса на складе показана на рис.4.5.
Для решения данных задач складирования требуется выбрать вид складирования, позволяющий наиболее полно использовать объем склада. Различают следующие виды складирования.
Рис. 6.1
2. Текущая система (pull system) , при которой предметы труда на технологический участок поступают по мере необходимости. Она способствует сокращению производственных запасов при одновременном увеличении гибкости производства (рис. 6.2.).
Рис. 6.2
Эта система предполагает получение изделий с предыдущего участка по мере необходимости. Центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. На промышленных предприятиях план имеет только линия окончательной сборки, и отсюда информация о необходимости производить нужные детали поступает на предыдущие участки посредством специальных карточек. План на участках формируется каждый день, что и обеспечивает гибкость системы.
Особое внимание производственной логистикой уделяется принципам организации производственного процесса
, а именно:
1)
обеспечению ритмичной согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерного выпуска продукции. Ритмичная работа предполагает организацию во времени и пространстве единичных, частичных и частных процессов в единый непрерывный производственный процесс, обеспечивающий своевременный выпуск каждой конкретной продукции в установленных объемах с минимальными затратами производственных ресурсов;
2)
обеспечению максимальной непрерывности процессов производства. Непрерывность заключается в движении предметов труда и загрузки рабочих мест. Общий критерий оптимизации – минимум затрат производственных ресурсов в условиях непоточного производства может быть обеспечен за счет организации непрерывной загрузки рабочих мест, тогда как в поточном производстве – выбор варианта с минимальным временем межоперационного прослеживания деталей;
3)
обеспечению максимальной надежности плановых расчетов и минимальной трудоемкости плановых работ. Нужно разрешить следующие проблемы:
· дефицит производственных мощностей;
· субоптимальность календарных планов производства;
· большие длительности производственных циклов;
· неэффективное управление запасами;
· низкий КПД оборудования;
· отклонения от технологии производства;
· достаточная гибкость и маневренность в реализации цели при возникновении различных отклонений от плана;
· непрерывность планового руководства;
· соответствие системы оперативного управления производством типу и характеру конкретного производства;
· прямоточность;
· пропорциональность, т.е. выполнение обеспечения равной пропускной способности разных рабочих мест одного процесса, а также пропорционального обеспечения рабочих мест информацией, материальными ресурсами и т.д.;
· параллельность;
· концентрация однородных предметов труда в одном месте.
11.Особенности этапов развития логистики и функции которые они выполняли в данный период своего развития.
Первый этап (60-е годы XX ст.) – характеризуется использованием логистического подхода при управлении материальными потоками в сфере обращения. В этот период формируются два ключевых положения:
1) существующие, как бы отдельно, потоки материалов в производстве, хранении и транспортировке могут быть взаимосвязаны единой системой управления;
2) интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.
Задачи оптимизации физического распределения решались и раньше. Например, оптимизация частоты и размера поставляемых партий, оптимизация размещения и функционирования складов, оптимизация транспортных маршрутов, графиков и т.д. Однако традиционно эти задачи решались по отдельности, что не могло обеспечить надлежащего системного эффекта.
Специфика логистического подхода состоит в совместном решении задач управления материальными потоками, например, совместном решении задач организации работы складского хозяйства и связанного с ним транспорта.
На первом этапе развития логистики транспорт и склад, ранее связанные лишь операциями загрузки и разгрузки, получают тесные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и единой согласованной технологии. Тара, в которой отправляется груз, выбирается с учетом специфики транспорта, в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют подбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса.
Второй этап (80-е годы) характеризуется расширением интеграционной основы логистики. Логистика начала охватывать производственный процесс. В этот период происходит:
– быстрый рост стоимости физического распределения;
– рост профессионализма менеджеров, которые осуществляют управление логистическими процессами;
– долгосрочное планирование в сфере логистики;
– широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами;
– централизация физического распределения;
– четкое определение действительных расходов распределения;
– определение и осуществление мероприятий по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя.
К взаимодействию складирования и транспортировки начинает подключаться планирование производства, что позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.
Третий этап относится к современности и может быть охарактеризован следующим образом:
– появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами в мировой экономике;
– современные коммуникационные технологии, которые обеспечивают быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз перемещения продукта от первичного источника к конечному потребителю;
– развиваются отрасли, которые предоставляют услуги в сфере логистики;
– концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепочки поставок, производства и распределения;
– совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостных характер.
12.Охарактеризуйте основные принципы логистики.
Основные правила логистики можно сформулировать так: нужный товар необходимого качества в нужном объеме поставляется в определенное время и место с минимальными затратами.
1. Принцип рациональности. Характерной чертой развития логистической системы предприятия является выбор наиболее подходящего варианта логистической системы. Выбираются такие управленческие решения, которые являются оптимальными по комплексу показателей для заданных условий. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти лучшее решение из всех возможных. Решение принимается всегда таким образом, чтобы благодаря выбранному варианту, т.е. благодаря выбранному соотношению затрат и достигнутого результата, осуществлялось рациональное достижение поставленных целей.
2. Принцип эмерджентности. Чем крупнее логистическая система предприятия, и чем больше различие в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей. Возможно несовпадение локальных оптимумов целей отдельных частей с глобальным оптимумом цели логистической системы предприятия. Сумма оптимальных решений, принимаемых сотрудниками отдельных подразделений, не гарантирует оптимизации логистической системы предприятия в целом. Эмерджентность (целостность) – свойство логистической системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только системой в целом, а не отдельными ее элементами
3. Принцип системности. Предполагает подход к логистической системе как к объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных частных элементов, реализация которых обеспечивает достижение нужного эффекта в требуемые сроки, при необходимых трудовых, финансовых и материальных затратах. Принцип системности предполагает исследование логистического объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой анализируемый объект находится в определенных отношениях с остальными системами. Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени.
4. Принцип иерархии. Иерархия – это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго определенным ступеням и переход от низшего к высшему уровню. На нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования логистической системы. На более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей логистической системы, на этих уровнях принимаются решения относительно логистической системы в целом.
5. Принцип интеграции. Интеграция – объединение в целое каких-либо частей или свойств. Принцип направлен на изучение интегративных свойств и закономерностей в логистических системах. Интегративные свойства проявляются в результате совмещения элементов до целого, совмещения функций во времени и пространстве. Логистическая система, как упорядоченная совокупность элементов с определенными связями обладает особыми системными свойствами, не присущими отдельным элементам и позволяющими получить синергический эффект. Синергическая связь – связь, которая при совместных действиях независимых элементов логистической системы обеспечивает общий эффект, превышающий сумму эффектов этих элементов, действующих независимо, т.е. усиливающая связь элементов системы.
· конкретности: четкое определение конкретного результата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями; осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов; руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений или структурных органов, результаты работы которых измеряются полученной прибылью;
· конструктивности: диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения; тщательное выявление деталей всех операций материально-технического обеспечения и транспортировки товаров;
· надежности: обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения в случае необходимости траектории движения потока; широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением; высокие скорости и качество поступления информации и технологии ее обработки;
· вариантности: возможность гибкого реагирования фирмы на колебания спроса и другие возмущающие воздействия внешней среды; целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы.
13.Охарактеризуйте основные принципы построения информационной логистической системы.
В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип, принцип последовательного продвижения по этапам создания системы, должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем.
С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня.
Первый уровень - рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т. е. передвигается, разгружается, упаковывается и т. п. грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.
Второй уровень участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.
Третий уровень - система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.
В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт-производство-снабжение», что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему материально-технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы как бы «ввязывают» логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.
Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.
В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.
Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков.
Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диапозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.
В целом преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем:
o возрастает скорость обмена информацией,
o уменьшается количество ошибок в учете,
o уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы,
o совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.
При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы.
1. Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:
o обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;
o повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;
o снизить их стоимость;
o ускорить их построение.
2. Принцип возможности поэтапного создания системы.
Логистические информационные системы, построенные на базе ЭВМ, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач. При этом следует иметь в виду, что определение этапов создания системы, т. е. выбор первоочередных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие логистической информационной системы и на эффективность ее функционирования.
3. Принцип четкого установления мест стыка. «В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодолевания мест стыка является одной из важных задач логистики».
4. Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения.
5. Принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек -машина».
Интеграционная логистика
Логистика предполагает наличие устойчивых хозяйственных связей между участниками товародвижения. Лишь у постоянных партнеров по бизнесу возникает необходимая прозрачность систем учета издержек, появляется возможность разработки и применения согласованных технологий переработки грузов и информации.
В конце 90-х гг. центробежные настроения, порожденные стратегией приватизации, начинают уступать место осознанному стремлению к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках общих организационных форм.
Выделяют внешние и внутренние факторы развития интеграции в отрасли.
^ Внешние для торговли факторы, стимулирующие развитие интеграционных процессов в отрасли:
Рыночная неопределенность; - падающий по различным причинам спрос; - обострение проблемы реализации товаров; - многочисленные осложнения на пути движения товаров к потребителям, вызванные неразвитостью инфраструктуры торговой деятельности.
^ Внутренним фактором интеграции в торговле, т.е. основным внутриотраслевым мотивом, является усиление конкуренции, пусть даже в ее неразвитых формах.
С учетом анализа мировой торговой практики предполагается, что интеграционные процессы в торговле будут проходить на фоне возникновения таких видов объединений, как: - цепные торговые организации; - кооперативные объединения торговых структур; - добровольные оптово-розничные цепи.
С организационно-экономической точки зрения развитие различных форм интеграции предприятий торговли позволит: - снижать накладные расходы за счет введения централизованных служб управления, централизации снабженческих транспортных и учетных функций; - осуществлять закупки крупными партиями на выгодных условиях платежа и поставок;
Использовать новейшие информационные технологии для осуществления управления сетью и создания информационных банков данных по номенклатуре продаваемой продукции; - поддерживать отечественных производителей, предоставляя им приоритетность поставок и т. д.
Усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции в книжном деле привели к снижению стабильности развития предприятий. Растет скорость изменений покупательского спроса на книжные товары, увеличивается их ассортимент, сокращается жизненный цикл товаров, т.е. среда деятельности предприятий становится все более неопределенной и трудно предсказуемой. Один из способов эффективной деятельности в такой среде - интеграция, координация действий с партнерами по бизнесу.
Интеграция является одной из составляющих методологии логистики. Идея интеграции вытекает из сущности основного объекта логистики - экономического потока. Организация движения по принципу потока требует согласования действий участников этого движения, так как оптимизация одного участка движения может не дать ожидаемых результатов из-за того, что она не согласуется с возможностями других участков. Потоки связывают партнеров, участвующих в организации их движения, требуют совместных скоординированных действий, минимизирующих потери, которые возникают при переходе потоками границ логистических систем.
Необходимость и возможность интеграционных процессов на книжном рынке обусловливаются также быстрым развитием компьютерных информационных систем.
Таким образом, существуют следующие направления интеграции:
· координация движения потоков на всех стадиях их продвижения к конечному потребителю исходя из требований конечных покупателей;
· интеграция экономических потоков разных видов;
· интеграция технологий , используемых участниками процесса движения книжной продукции.
Успех интеграционных процессов возможен, если будут соблюдаться требования:
· информационная открытость партнеров по бизнесу;
· строгое выполнение требований, предъявляемых каждым последующим звеном логистической цепи к результатам работы предыдущего звена;
· координация планирования совместной работы;
· разработка стандартов и других документов, унифицирующих требования к результатам работы.
Основным обстоятельством, препятствующим интеграции, является усиление взаимозависимости фирм, боязнь потери самостоятельности, утраты контроля над теми операциями движения товаров, в которых будут участвовать или которые передаются партнерам. Противостоять этому можно, только развивая информационную открытость фирм, в том числе путем создания и совершенствования интегрированного информационного обеспечения всего движения книжной продукции (электронные базы данных, электронные системы связи, позволяющие, например, отслеживать путь транспортировки товара в реальном масштабе времени).
15 Цепь поставок и маркетинговый канал
Управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management , SCM ) как научная дисциплина изучает ресурсы промышленных, логистических и торговых предприятий, а также принимаемые людьми решения в отношении процессов межорганизационного взаимодействия для преобразования, трансформации и использования этих ресурсов на всей протяженности цепи создания стоимости от источников исходного сырья до конечного потребителя. С практической точки зрения это системный подход к интегрированному планированию и управлению всем потоком информации, материалов и услуг от конечного потребителя через предприятия и склады до поставщиков сырья.
Цепь поставок (процессное понимание) (англ. Supply Chain ) - это совокупность потоков и соответствующих им кооперационных и координационных процессов между различными участниками цепи создания стоимости для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах.
Цепь поставок (объектное понимание) - это совокупность организаций (предприятий-изготовителей, складов, дистрибуторов, 3PL и 4PL провайдеров, экспедиторов, оптовой и розничной торговли), взаимодействующих в материальных, финансовых и информационных потоках, а также потоках услуг от источников исходного сырья до конечного потребителя.
…отличие цепи поставок от маркетингового канала состоит в том, что маркетинговый канал сосредоточивается только на существующих продуктах, а цепь поставок обладает возможностями для перепроектирования (производства - Ю.Л.) продуктов и процессов (логистических - Ю.Л.) таким образом, чтобы движение вдоль всей цепи проходило более ровно и гладко».
Маркетинговый канал (канал продаж)
– это система экономических институтов и организаций, которая обеспечивает доступность продукта компании потребителям, т.е. система дистрибуции, обеспечивающая доступность продукта потребителю в процессе выбора, физическое получение продукта потребителем и его оплату. Могут называться также каналами дистрибуции, каналами сбыта, дистрибутивной сетью и т.п.
Маркетинговые каналы
- это самый стабильный элемент комплекса маркетинга. Их построение является долгосрочным и ресурсоемким процессом, поэтому любое серьезное их изменение требует больших инвестиций и усилий. Этим они в значительной степени отличаются от любого другого элемента комплекса маркетинга, манипулировать которыми можно гораздо оперативнее.
При построении системы маркетинговых каналов, маркетинг компании должен учитывать множество факторов, основными из которых являются:
· особенности конечных потребителей - их количество, концентрация, величина средней разовой покупки, уровень доходов и т.д.;
· возможности самой фирмы - её финансовое положение, конкурентоспособность, основные направления маркетинговой стратегии, масштабы производства;
· характеристики товара - вид, средняя цена, сезонность производства и спроса, требования к техническому обслуживанию, сроки хранения и т.д.;
· степень конкуренции и сбытовая политика конкурентов - их число, концентрация, сбытовая стратегия и тактика, взаимоотношения в системе сбыта;
· характеристика и особенности рынка - фактическая и потенциальная ёмкость, обычаи и торговая практика, плотность распределения покупателей.
16 Сожержание понятия логистика и ее применение в предпринимательсткой деятельности, цели и задачи логистики
Логистика - профессия, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами и провиантом, создания инфраструктуры товародвижения. Более широкое определение логистики трактует её как учение о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах. С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки, продажи, и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства,сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.
Задачи, решаемые логистикой
1. выбор вида транспортного средства;
2. определение маршрутов;
3. организация транспортировки груза;
4. упаковка товаров в контейнеры;
5. управление запасами;
6. ответственное хранение на складских площадях;
7. маркировка;
8. формирование сборных заказов;
9. таможенные услуги
Цель логистики - обеспечение потребителя продукцией в нужное время и определенное место при минимальных затратах на осуществление логистических операций и используемых производственных ресурсов. Логистика управляетфизическим распределением и материальными ресурсами. Управление физическим распределением состоит в снижении затрат, связанных с перемещением готовой продукции от места производства до места потребления и ее хранением в соответствии с требуемым уровнем качества обслуживания потребителей. Управление материальными ресурсами состоит в эффективном удовлетворениипотребностей организации в производственных ресурсах. При управлениилогистической системой используются три основные концепции системного подхода:
10. 1) концепция общих затрат;
11. 2) концепция предотвращения подоптимизации;
12. 3) концепция финансовых обменов.
13. Четыре условия, выполнение которых необходимо,
14. чтобы достичь основной цели логистики:
15. 1) поставка нужного товара определенного качества в необходимом количестве;
16. 2) определенное договором установленное время;
17. 3) определенное место поставки;
18. 4) минимизация общих затрат.
19. Объектом изучения логистики являются материальные и сопутствующие материальным (информационные, финансовые, сервисные) потоки, без которых невозможно осуществление материального производства.
20. Виды логистических потоков:
21. 1) информационные и материальные;
22. 2) транспортные и людские;
23. 3) финансовые и энергетические и др.
24. Предмет изучения логистики - оптимизация материальных, информационных, финансовых, сервисных потоков, обеспечивающих производственно-коммерческий процесс, осуществляемая с позиции единого целого, т.е. минимизации издержек во всей логистической системе, а не в каждом отдельном ее элементе (цепи, блоке).
25. Задачи логистики определены в зависимости от of ее применения:
26. 1) запасы (планирование, формирование и обеспечение необходимых материальных запасов);
27. 2) транспортировка продукции (определение вида транспорта, транспортного средства, выбор экспедитора, маршрута транспортировки, планирование затрат на доставку и мониторинг);
28. 3) складирование (планирование складских площадей и размещения складов, их количества, размещения продукции в них, управление складскими логистическими операциями, переработка, сортировка, упаковка и др.);
29. 4) информационное обеспечение (сбор информации о перемещении материальных и других потоков).
Тест №1
Компьютеров, глобализация рынка, рост партнерства и стратегических
Союзов.
В чем заключается принципиальная новизна логистического подхода ведения
Хозяйственной деятельности в современных условиях?
a) В интеграции всех областей хозяйственной деятельности в единую
ресурсопроводящую систему;
b) в новых способах выбора поставщиков сырья и материалов;
c) в комплексном использовании современных компьютерных технологий в
управлении информационными потоками;
d) в новизне организационных форм и видов ведения бизнеса.
Какая из нижеперечисленных логистических задач не является локальной?
a) Максимальное сокращение времени хранения продукции;
b) сокращение времени перевозок;
c) достижение высокой системной гибкости;
d) быстрая реакция на требования потребителей.
Что понимается под микрологистикой?
a) Микрологистика решает оперативные вопросы движения информацион-
ного потока в пространстве;
b) микрологистика решает локальные вопросы отдельных фирм и
предприятий;
c) микрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка
поставщиков и потребителей;
d) микрологистика решает вопросы, связанные с выработкой общей
Концепции закупок и распределения.
5. Какие вопросы решает макрологистика?
a) Оперативные вопросы движения материального потока в пространстве и
во времени;
b) локальные вопросы отдельных фирм и предприятий;
c) вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей и
выработкой общей концепции закупок и распределения;
d) вопросы, связанные с выработкой общей концепции преобразования
Материального потока.
Тест №2
1. Выберите определение, наиболее точно отражающее понятие ォлогистика
снабженияサ:
a) одна из функциональных подсистем логистики организации;
b) управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения
организации материальными ресурсами и услугами;
c) прикладная наука об управлении материальными потоками в процессе
материально-технического обеспечения производства;
d) это управление материально-техническим обеспечением предприятия.
Какие три основные подсистемы входят в логистическую систему
Предприятия?
a) Логистика снабжения , транспортная логистика;
b) информационная логистика, сервисная логистика;
c) логистика производства , складская логистика;
d) сбытовая логистика , финансовая логистика.
Ответ: первые из a), c), d);
3. Какая логистическая система основана на логистической концепции ォточно в
срокサ?
a) KANBAN;
b) MRP I;
c) MRP II;
d) DRP I;
E) DRP II.
На чем базируется интегральная парадигма логистики?
a) На применении концепции JIT и концепции TQM в процессе управления
логистической системой;
b) на развитии информационно-компьютерных технологий и их
интегральном применении в управлении логистическими процессами;
c) на рассмотрении логистики как некоторого инструмента менеджмента,
интегрированного материальным потоком;
d) на классическом подходе к логистике как теоретической науке.
В чем состоит сложность достижения идеального представления
Логистической интеграции в виде построения макрологистической системы?
a) сложности рыночной структуры (внешней среды), влияющей на
функционирование системы;
b) значительном количестве и высоком разнообразии связей системы с
внешней средой;
c) возможностью многовариантности процессов функционирования и
развития системы;
d) нет правильного ответа.
Тест №3
1. Перечислите основные задачи, решаемые логистикой снабжения:
b) координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и
распределении за счет создания страховых и сезонных запасов;
c) поддержка и повышение качества закупаемых материальных ресурсов;
d) верны ответы a, c.
2. Определите основные критерии выбора лучшего поставщика:
a) стоимость приобретаемой продукции, качество обслуживания, надеж-
ность обслуживания;
b) имидж, налаженные долгосрочные хозяйственные отношения, финан-
совое состояние;
c) низкие цены, короткое время выполнения заказов, оказание технической
поддержки;
d) все ответы верны.
3. Определите основные источники информации для определения потребности
в материальных ресурсах:
a) основной график;
b) ведомости спецификации материалов;
c) график использования материалов;
d) все ответы верны.
4. Выберите определение, наиболее точно отражающее понятие ォлогистика
производстваサ:
a) наука и практика управления потоковыми процессами в организационно-
экономических системах;
b) одна из функциональных подсистем логистики фирмы;
c) регулирование производственного процесса в пространстве и во времени;
d) планирование, организация материальных и сопутствующих потоков и
Управление ими.
Какие из перечисленных методов чаще всего применяются в
Информационных системах класса MRP и ERP?
a) Объемный;
b) объемно-календарный;
c) календарный;
d) объемно-динамический.
6. Какой метод планирования позволяет использовать преимущества систем
ォтолкающегоサ типа?
a) MRP II;
b) ERP;
c) KANBAN;
7. К30 определяет:
a) коэффициент специализации;
b) отношение продолжительностей заготовительных и обрабатывающих
операций;
c) уровень загрузки оборудования;
d) количество завершенных технологических операций.
К какой стадии жизненного цикла продукции относится сбытовая логистика?
a) Потребления или эксплуатации и утилизации продукции;
b) изготовления продукции;
c) обращения продукции;
d) исследования и проектирования продукции.
В чем отличие дилеров от дистрибьюторов?
a) Дилер ведет операции от своего имени и за свой счет, дистрибьютор – от
имени производителей и за свой счет;
b) дилер ведет операции от имени производителей и за свой счет,
дистрибьютор – от своего имени и за свой счет;
c) дилер ведет операции от своего имени и за свой счет, дистрибьютор – от
своего имени и за счет производителя;
d) дилер ведет операции от своего имени и за счет производителя,
Дистрибьютор – от своего имени и за свой счет.
10. Распределительный канал – это:
a) структура, объединяющая внутренние подразделения организации с
Внешними агентами и дилерами, оптовыми и розничными торговцами,
через которых осуществляется продажа товаров, продуктов или услуг;
b) физическая среда взаимодействия розничных и оптовых торговцев;
c) совокупность отделов организации, занимающихся логистической
деятельностью;
d) наиболее рациональный путь реализации готовой продукции конечному
Потребителю.
11. Управление запасами в логистической системе происходит:
a) на этапе снабжения производства;
b) в основном производстве;
c) на этапе распределения готовой продукции;
d) на всем протяжении логистической цепи.
12. Укажите издержки, возникающие в связи с дефицитом запасов:
a) в связи с невыполнением заказа;
b) в связи с потерей сбыта;
c) в связи с потерей заказчика;
d) в связи с порчей и кражей.
13. Классификация запасов с помощью ABC-распределения осуществляется по:
a) стоимости запасов;
b) натуральному объему запасов;
c) площади, занимаемой данным видом продукции на складе;
d) характеру потребления.
14. Определите понятие ォлогистика складированияサ:
a) логистика складирования – одна из функциональных подсистем
логистики организации;
b) логистика складирования – это управление движением материальных
ресурсов на территории складского хозяйства;
c) логистика складирования – это комплекс взаимосвязанных операций,
связанных с грузопереработкой материального потока;
d) логистика складирования – регулирование внутрискладского
Международной торговле.
Системы ЭОД?
a) Коммуникационные стандарты определяют характеристики приема,
преобразования сигнала и скорость передачи данных. Информационные
Тест №4
Закупками.
Электронными средствами.
Электронными средствами
5. Основные задачи оптимизации ресурсов в логистической системе:
a) налаживание надежного и непрерывного материального потока для
обеспечения бесперебойного функционирования организации;
b) поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на
складе;
c) поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними и
формирование выгодных отношений;
d) верны ответы a и b;
e) все ответы верны.
Тест №5
Логистической стратегии?
a) Какой тип компании мы представляем сейчас?
b) Какой тип компании мы хотим представлять в будущем?
c) Кто наши потребители (покупатели)?
d) Какова природа и особенности нашего бизнеса?
e) верны ответы a и b;
f) все ответы верны.
Тест №6
E) нет правильного ответа.
5. Типичные функции интегральных логистических менеджеров:
a) установление перспективных целей и задач логистического менеджмента;
b) согласование логистической маркетинговой и производственной стратегии
фирмы;
c) разработка стратегического логистического плана и согласование его с
производственным расписанием;
d) управление транспортировкой.
Тест №7
России?
a) законодательство в области логистики практически отсутствует;
b) российское законодательство недостаточно корреспондирует с
международным законодательством в области международной торговли;
c) российское законодательство недостаточно корреспондирует с
E) нет правильного ответа.
3. Перечислите научно-теоретические предпосылки развития:
a) осуществлена систематизация теоретических, методологических и
E) нет правильного ответа.
4. Перечислите научно-технические предпосылки развития:
a) функционируют объекты мощной складской системы и
товаропроводящих систем;
b) функционируют крупные автоматизированные транспортные
комплексы, транспортные узлы и грузовые терминалы;
c) функционируют предприятия различных видов транспорта и связи;
d) функционируют вычислительные и информационно-диспетчерские
центры;
E) нет правильного ответа.
5. Факторы и тенденции развития логистики в период глобализации:
a) увеличение числа транснациональных корпораций, позиционирующих
себя на международном рынке как глобальные компании;
b) возрастание роли портов в привлечении грузопотоков;
c) проникновение на национальные рынки транспортных услуг крупных
зарубежных компаний;
d) расширение перечня и повышение требований к качеству
предоставляемых логистических услуг;
e) все ответы верны.
Тест №1
Что явилось предпосылками возникновения интегрированной логистики?
a) Развитие теории и практики военной логистики;
b) изменения в моделях и отношениях потребительского спроса;
c) изменения в стратегиях формирования запасов, давление затрат на
производство, повсеместное распространение философии TQM;
d) революция в информационных технологиях и внедрение персональных
С развитием логистики и появлением идеологии SCM в организациях бизнеса непрерывно повышался уровень интеграции логистической деятельности. При этом интеграция в логистике также развивалась постепенно: от инфраструктурной интеграции через организационную - к информационной.
Интеграция 1 - чрезвычайно емкий и часто используемый термин в менеджменте и логистике. Интегрированный менеджмент, интегрированные услуги, интегральный логистический менеджер, интегрированные информационные системы/технологии - далеко не полный перечень устойчивых словосочетаний, используемых в настоящее время для описания логистических бизнес- процессов в цепях поставок.
Инфраструктурная интеграция была связана первоначально с простой идеей объединения управления логистическими инфраструктурными мощностями - транспортными подразделениями и складами компании - в единый транспортно-складской комплекс, подчиненный службе логистики. Такое объединение давало существенные преимущества компании с точки зрения лучшей синхронизации транспортных и складских операций (бизнес-процессов) и более рационального использования материально- технической базы и основных фондов (сооружений, подвижного состава транспорта, подъемно-транспортного складского оборудования и пр.). В дальнейшем эта интеграция затронула и информационную часть инфраструктуры логистики - локальные информационные системы типа WMS, TMS и т.п. (в части технического оборудования и программного обеспечения).
Организационная интеграция была связана с эволюцией типа организационной структуры служб логистики компаний - от линейно-функциональной структуры управления к матричной и процессно-ориентиро- ванной. Как известно, эти типы структур управления характеризуются переходом от управления отдельными операциями к управлению их совокупностью - интегрированными бизнес-процессами - с целью оптимизации ресурсов компании и удовлетворения требований конечных потребителей.
Наконец, информационная интеграция была вызвана необходимостью построения единого информационного пространства контрагентов цепей поставок, которое позволило бы обеспечить необходимую в современных условиях скорость, полноту и точность получения нужных данных для реализации логистических бизнес-процессов. Особое значение имели разработка и внедрение систем интегрированного планирования, управления запасами в цепях поставок, электронного документооборота, систем мониторинга цепей поставок, интегрированных корпоративных информационных систем и т.п.
Создание единого информационного пространства, т.е. среды интегрированного планирования и управления всей цепью по- 2 См. п. 218, 219.
ставок, а также координации и коммуникации контрагентов цепи - важнейшая составляющая SCM- концепции. Основными целями информационной интеграции для управления цепями поставок являются:
- достижение необходимого уровня информационной открытости (прозрачности) в отношении потребностей, загрузки мощностей и уровня запасов в цепи поставок;
- оперативное прогнозирование спроса, планирование загрузки мощностей и уровня запасов в цепи;
- мониторинг логистических бизнес-процессов и своевременное определение отклонений и нарушений в функционировании цепи поставок. Информационные системы выполняют
роль функциональной технической инфраструктуры, обеспечивающей интеграцию контрагентов в концепции SCM. Задачами данной инфраструктуры являются стратегическое конфигурирование цепи поставок {Supply Chain Configuration ), тактико-оперативное планирование {Supply Chain Planning) и оперативное управление цепью поставок {Supply Chain Execution). Для решения этих задач был разработан специальный тип информационных систем - Advanced Planning Systems - Система расширенного планирования, поддерживающая новую логику планирования, при помощи которой можно преодолеть недостатки традиционных систем планирования и управления предприятием. А /^-системы могут использоваться в качестве дополнения к традиционным трансакционным ^ЛД-системам, выступая при этом в роли самостоятельных систем планирования, которые способны устранить недостатки традиционных систем. Для построения целостного информационного пространства управления цепями поставок в состав интегрированной информационной поддержки помимо ERP- и ЛДЗ’-систем должны входить Customer Relationship Management {CRM) - управление взаимоотношениями с потребителями, Supplier Relationship Management {SRM) - управление взаимоотношениями с поставщиками, Supply Chain Event Management {SCEM) - управление событиями в цепи поставок и Е-Supply Chain Management {E-SCM).
Развитие информационной интеграции в области логистики и SCM идет в направлении расширения использования таких кон- цепций/технологий, как СPRE {Collaborative
Planning, Replenishment and Forecasting) - совместное планирование, прогнозирование и пополнение запасов, VMI (Vendor-Managed Inventory) - управление поставщиком/про- давцом запасами у потребителя, SCMo {Supply Chain Monitoring) - мониторинг цепей поставок, DCC {Demand and Capacity Collaboration) - взаимодействие по управлению спросом и мощностями, CSRP {Customer Synchronized Resource Planning) - планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем, EVCM {Extended Value Chain Management) - расширенное управление цепочкой добавленной стоимости, ECR {Efficient Consumer Response) - эффективная реакция на запросы потребителей и др.
В настоящее время в передовых фирмах функциональные области бизнеса - снабжение, производство, дистрибьюция, а также традиционные в этих сферах бизнеса логистические функции - транспортировка, управление запасами, закупками и заказами, складирование, грузопереработка, упаковка - интегрируются на базе общей информационно-компьютерной платформы, образуя стратегическую инновационную систему. Внедрение методов интегрированного логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить товарно-материальные запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить логистические издержки, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в области качества товаров и сопутствующего сервиса.
В концепции интегрированной логистики особое значение приобретает согласование между различными функциональными областями логистики (логистики снабжения, логистики производства и логистики распределения) в отношении общих издержек, сервиса доставки и гибкости.
Требования к логистической интеграции и ее суть
Инновационный интегрированный подход к логистике и SCM требует расширения сфер интеграции. Сегодня усилия многих компаний направлены на повышение степени интеграции Supply С/шш-деятельности между взаимодействующими компаниями и внутри них. Наряду с упомянутыми ранее информационно-технологическими мерами по совершенствованию, которые должны
привести к ускорению и качественному улучшению информационных потоков между контрагентами цепей поставок, применяются меры физической, организационной и социальной интеграции. К физическим мерам интеграции относится реорганизация логистической сети или тенденция к пространственному сведению (консолидации) логистической деятельности в технопарках и логистических центрах.
Организационными мерами интеграции являются попытки внедрять менеджеров процесса, т.е. Supply С/шш-менеджеров, которые отвечают за координацию всей цепи поставок. На многих предприятиях с той же целью создаются Supply С/г г///?-команды и комитеты. В качестве организационных усилий по повышению степени интеграции можно привести поиск новых, более тесных форм сотрудничества между поставщиком и производителем (системный поставщик). Кроме того, часто предпринимаются усилия по укреплению социальных и межличностных связей между Supply Chain-менепжсрами, например между сотрудниками отдела планирования и отдела закупок предприятий производства или торговли, с одной стороны, и сотрудниками отделов продаж и выполнения заказа, с другой стороны.
SCM - важная, возможно даже важнейшая, составляющая сегодняшней деятельности топ-менеджеров многих передовых компаний. Как показывает практика, 60- 80% персональных ресурсов, объема затрат и существенная часть успеха компании определяются тем, насколько хорошо или плохо организованы взаимодействия контрагентов в цепях поставок. Перед многими предприятиями, занятыми различной деятельностью или вовлеченными во множество параллельных цепей поставок, стоит задача разумной «горизонтальной» интеграции таких звеньев в цепи создания стоимости для клиентов. Горизонтальная интеграция применима там, где синергия от связывания процессов дает лучшие результаты, чем изолированное выполнение деятельности внутри функциональных сфер. Например, успешные компании Siemens и 3М признали потенциалы частичных, тщательно выбранных объединений деятельности различных цепей поставок и прилагают большие усилия, чтобы их осуществить. Компании, которые уже на этапе разработки продукции и выбора рынка предусматривают последующие требования повседневной интеграции и координации деятельности в цепи поставок, добьются лучших результатов, чем те, которые работают без согласования различных уровней деятельности.
- Термин «интеграция» происходит от лат. integer - целый, восстановленный. В словарях иностранных слов русского языка понятие «интегральный» определяется как неразрывно связанный,цельный, единый. В общепринятом смысле интеграция означает: 1) состояние связанности отдельныхдифференцированных частей и функций системы,организма в одно целое; 2) процесс, ведущий к состоянию связанности отдельных частей и функцийсистемы. Подробный семантический анализ термина «интеграция» применительно к логистике именеджменту дан в работе: Стерлигова А.Н. Анализзначения термина «интеграция» в контексте управления организацией // Логистика и управление цепями поставок. - 2005.- № 6.