Вступление
“Многие сегодня пытаются найти истоки своей культуры, свои корни в надежде обрести будущее, сохранив при этом свое национальное достоинство. Духовное возрождение народного искусства поможет нам на этом нелегком пути” (народный мастер Н. Фролова).
Особое место среди изделий из глины занимают игрушки. Глиняные игрушки на Руси известны с глубокой древности (самые ранние игрушки в Х--ХI вв. были найдены на территории древних русских городов -- Киева, Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа), когда наши далёкие предки поклонялись языческим богам. Особым почитанием пользовались богиня домашнего очага Рожаница, которую изображали крепкой и здоровой женщиной, и бог Солнца Ярило -- двух или трёхглавым конём, с символом солнца на груди (круг с лучами). Поклонение божественным силам природы было связано с пожеланием благополучия и хорошего урожая. Нужного бога лепили из глины, а чтобы боги поняли, чего от них хотят, рядом с ними изображали то, о чём просят. Поэтому Рожаницу лепили с домашними животными, а если молили её о ребёнке, то делали фигурку с младенцем на руках. Любимым образом была и птица Сирин, которая воплощала собой кормительницу рода, женское начало природы. На смену языческой вере пришло христианство, но по традиции женщины продолжали лепить из глины фигурки языческих богов а, чтоб церковь не запретила этого делать, их стали называть игрушками.
С потерей первоначального смысла ритуальных фигурок одновременно менялся и их облик. Так, например, в ХХ столетии богиня Рожаница стала барыней с зонтиком, дамой с собачкой, нянькой, водоноской. Птица Сирин превратилась в райскую птицу, божью посланницу. Сюжеты игрушек того времени: кони, медведи, птицы-свистульки и др. животные, а также мужские и женские фигурки. Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались местные художественные традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось по семейной традиции из поколения в поколение. От новых мастеров не требовалось заново создавать образ, а лишь улучшить традиционные формы игрушек, сделать их занимательнее, не отступая от принятых норм. В дореволюционной России сложилось несколько промысловых центров изготовления игрушек и многие из них, к счастью, сохранились. Так, в Архангельской области славятся каргопольские игрушки, в Кировской -- дымковские, в Тульской -- филимоновские, в Калужской -- хлудневские и т.д. Все они имеют характерные отличительные особенности, что связано с культурой и местными традициями тех мест, где зарождался промысел.
История создания глиняной игрушки
Игрушка -- одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.
Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) -- свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.
Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу". Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: "Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне -- три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги".
В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.
Уникальный очаг народного творчества, типичное явление народной культуры -- деревня Хлуднево Думиничского района Калужской области. Хлудневская игрушка -- свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Кроме гончарного промысла здесь был и другой -- женский, "бабий" промысел -- изготовление глиняной игрушки. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло и изготовление игрушек. Мягкий, пластичный материал (глина) шёл не только на изготовление посуды. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие погремушки (грематушки) фигурки- свистульки, Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать, как своеобразный музыкальный инструмент.
Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время -- большей частью зимой и весной до покосов.
Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.
Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.
Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.
2. Особенности глиняной игрушки в разных регионах
1. Дымковская игрушка
Самой большой известностью и любовью в нашей стране пользуются дымковские (вятские) глиняные игрушки. Этот промысел возник в селе Дымково, расположенного недалеко от города Кирова, где отличные залежи глины и песка. Промысел развивался от примитивных простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре, многофигурным сложным жанровым композициям на темы городской жизни с элементами архитектуры (домики, карусели) и пейзажа. В ассортименте игрушек, кроме женских фигурок - модниц, барынь, кормилиц (они же со временем обновлялись в образах воспитательниц в детском саду, учительниц, колхозниц и т.д.), красавцы индюки, кони, козлы и олени, различные жанровые сценки, хороводы, музыканты и др. скульптурные композиции. Происхождение промысла связывалось с майским народным праздником "свистунья" (прежнее название - «свистопляска»), когда по всей округе раздавались трели и свист ярких, веселых глиняных свистулек, которых в качестве товара к ярмарке грудами готовили дымковские игрушечницы. Эта игрушка отличается особым стилем и колоритом, она красочна и богата деталями, всяческими украшениями, отличается теплотой и естественностью форм. Так, например, женские фигурки в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах -- кокошниках, (няньки, кормилицы, барыни, водоноски) отличаются выразительными деталями: нарядные прически, роскошные головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и др. характерные детали. Традиционные в дымковской игрушке всадники, петухи и другие скульптурки расписываются ярко и фантастично: индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. У разнообразных свистулек (всадники, птички, кони с одной, двумя и тремя головами, козлы, бараны, фигурки военных и т.д.) лепят более тщательно только верхнюю переднюю часть фигуры. Во всех этих наивных и красочных образах воплощены присущие русскому народу черты - простодушие, удаль, оптимизм и склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности.
Праздничный облик игрушек создается росписью по меловому белому фону, в основе росписи - геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке, а затем по этой побелке сухими анилиновыми красками растертыми на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом, выполняли яркую многоцветную роспись (4--8 цветов). В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце и др. краски. В прошлом кисточка была самодельной из продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку, пятна наносили торцом ровно срезанного прутика, теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.
Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки, фигуры животных. Цвета росписи сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения; многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черного цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота (теперь--медный поташ), наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков и т.д. В росписи игрушек используются яркие цвета: синяя, красная, желтая краска дополнялись кусочками золотой и серебряной потали.
Современная дымковская игрушка отличается особой пластикой, разнообразием форм и сюжетов, росписью. Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это -- народная декоративная скульптура, которая прекрасно вписывается в современный интерьер и не просто его украшает, а всегда несет активный положительный эмоциональный заряд, обеспечивая ее высокую популярность и не только в России.
Русская глиняная игрушка являлась частью жизни народа на протяжении многих веков. Искусство изготовления таких вещиц и традиции ремесла передавались из поколения в поколение. Эти, казалось бы, безделушки являются воплощением красоты, труда и образа жизни русского народа.
глиняных игрушек
На территории нашей страны археологами были найдены наиболее древние глиняные игрушки, относящиеся ко второму тысячелетию до нашей эры. Они представляли собой погремушки, различную посуду и маленькие глиняные подобия орудия труда. При раскопках были найдены игрушки и более позднего происхождения. Они носили культовое значение и были изготовлены в виде фигурок людей, птиц, коней. Создавались эти игрушки посредством и последующего обжига в печи. Иногда их украшали росписью и покрывали глазурью.
История глиняной игрушки стремительно развивалась. Ее производство в 17-18 вв. быстро нарастало. Фигурки стали изготавливаться специально для продажи на весенних ярмарках. Глина - пластичный и мягкий материал. Она была пригодна не только для формирования посуды. Из нее лепили всевозможные игрушки-свистульки, образы людей, птиц, зверей, грематушки (погремушки) и многое другое. Каждый мастер обладал своим стилем и манерой лепки и При Алексее Михайловиче в качестве сувениров и подарков такие вещицы охотно стал закупать царский двор.
В то время глиняные игрушки лепили все, от мала до велика. Занимались этим по большей части в осенне-зимний сезон, когда времени, свободного от сельских забот, было предостаточно. И по сей день народная игрушка из глины не теряет своей актуальности. Созданная во всевозможных вариациях формы и цвета, она обладает волшебным умением привносить в дом уют, тепло и хорошее настроение.
Народная глиняная игрушка: различия по происхождению и методу изготовления
Игрушки могут различаться по составу глины, взятой для поделки, и по манере лепки, свойственной тому или иному виду изделий. Лучше всего лепятся образы из жирной глины. В основном она используется для изготовления филимоновских игрушек. Каждому изделию свойственны определенные формы и цветовая гамма, которые зависят от вида глины, найденной в определенной местности, и ее пластичных свойств.
Глиняные игрушки, изготавливаемые ранее, представляют собой особую отрасль гончарного ремесла, сохранившуюся и по сей день. Выразительность и простота - главные критерии лепки этих изделий народными мастерами.
Большой известностью пользуются российские керамические каргопольские, дымовские, филимоновские и др. получило свое распространение по многим странам мира.
Глиняная игрушка каргопольская: история возрождения
Своим названием эти поделки обязаны своему месту происхождения, городу Каргополь Архангельской области, а точнее деревням вокруг него. Именно там поначалу крестьянами создавались игрушки из наиболее доступного в этих местах материала - глины.
Довольно интересна история возрождения этого промысла. По отношению к другим видам мастерства, возрождение которых было организовано в советские времена, искусство каргопольской игрушки в России в какой-то момент было практически утеряно. Однако некоторые образцы изделий удалось сохранить и донести до наших дней благодаря Ульяне Бабкиной. Она смогла дать вторую жизнь некогда исчезнувшему виду ремесла. Глиняные игрушки, фото которых представлены ниже, отражают всю индивидуальность и особенности мест своего происхождения.
Особенности внешнего вида каргопольской игрушки
Каргопольские поделки, по сравнению с другими их сородичами, отличаются своим достаточно архаичным видом. Тем не менее они достаточно узнаваемы по своему типажу, стилю и росписи.
Сюжеты делятся условно на 2 категории:
- Сюжетные игрушки, демонстрирующие деревенский образ жизни, а также воссоздающие сказочные сюжеты. Тематика может быть абсолютно разной - «Девушка за стиркой», «Рыбаки», «Тройка лошадей» и тому подобное.
- Старинные типы - всевозможные животные, полкан (человек с телом коня), берегиня (женщина с голубями в руках).
Важнейшей обрядовой темой данных игрушек является «женщина-мать», прообразами которой являются животворящие силы «матери - сырой земли» и солнца. Любимым образом среди каргопольских мастеров является женская фигурка «Бобка».
Современными мастерами могут быть придуманы новые сюжеты с сохранением признаков каргопольской игрушки. Это только множит и без того богатое изобилие образов таких поделок.
Если следовать всем традициям, расписанная игрушка представляет собой выбеленную фигурку, разукрашенную разными цветами, но без всякого глянца и лишних деталей. Несмотря на разнообразие красок, оттенки, в том числе и яркие, выглядят достаточно приглушенно. Роспись лица достаточно простая.
Присущие узоры
Роспись глиняных игрушек является довольно простой, однако берет она свое происхождение из далеких времен. Здесь можно увидеть прямоугольники, овалы, ромбы, штрихи, полоски, крапинки, косые кресты. Набор красок в основном состоит из коричневого, охристого, черного, зеленого, кирпично-красного и голубого оттенков. Реже добавляются серебряная и золотая краски.
Глиняные свистульки: их значение и поверья
В качестве детской забавы глиняные игрушки-свистульки стали восприниматься сравнительно недавно. Ранее, во времена языческих богов, эти фигурки носили магическое значение. Их использовали для отпугивания нечистой силы.
Пинежский заговор гласит, что игрушка способна переманивать на себя болезни. Такую же цель имели и различные свистульки. Их часто лепили в виде различных животных и птиц, которые, в общем-то, и являлись традиционной темой русских народных игрушек.
В Тульской области существовали поверья о том, что свистульки могли снять порчу с человека и вернуть ее на того, кто ее послал. Те или иные виды фигурок могли избавить от различных хворей. Как правило, их расставляли напротив окна для защиты ребенка от зла и болезней.
В 19 веке в Вятке проводился древний обряд с применением игрушечной свистульки, призванный изгонять злые силы и привлекать добрые. Этот праздник носил название «Свистопляска» или «Свистунья». В эти дни взрослые и дети свистели в глиняные свистульки, предавались танцам и веселью.
В чем заключается индивидуальность поделок из глины?
Рассматривая все работы ранних и современных мастеров, в том числе и зарубежных, можно увидеть обильное разнообразие свистковых поделок. Это зависит от многих факторов, в том числе и от пичужки - инструмента для прокалывания отверстия в игрушке. По длине все инструменты практически одинаковы - от 80 мм до 100 мм. Однако сечение может быть весьма разнообразным - круглым, овальным или прямоугольным.
Пичужка каждого мастера - это его личный инструмент, изготовленный им самим, поэтому техника у всех разная, и результат, соответственно, отличается от других. Тем не менее известны способы изготовления свистулек абсолютно без каких-либо приспособлений, где в ход идут только руки.
Значение поделок в современном мире
Изготовление глиняных игрушек - это индивидуальный процесс для каждого человека. Очень полезны подобные занятия в школьных кружках. С их помощью можно вызвать в детях интерес и любовь к мировой культуре, развить моторику рук, художественный вкус, натренировать усидчивость, настойчивость и терпение.
Свойства глины, применимой для изготовления игрушек
Несложно догадаться, что глиняные игрушки, в том числе свистульки, изготавливаются из глины. В природном виде ее можно встретить различных цветов, но обычно после обжига она меняет свой цвет на белый или красный. Поэтому ее стали называть "беложгущаяся" или "красножгущаяся".
Месторождения глины
Красножгущаяся глина имеет наибольшее распространение. Она, как правило, встречается на берегах озер и рек, оврагов и склонов. Также ее можно найти на строительных площадках при рытье котлованов.
Но следует знать, что природная или живая глина не всегда пригодна для изготовления поделок, так как в ней часто содержатся всевозможные примеси - мелкие камни, песок и тому подобное. Глина с содержанием песка до 5% называется "жирной", а та, в которой доля песка доходит до 30%, именуется "тощей".
Чтобы изготовить качественную свистульку, следует брать материал средней жирности (10-15%).
Подготовка материала к работе
Глиняное тесто, или керамическая масса, представляет собой смесь, прошедшую определенный технологический процесс, после которого она готова к изготовлению гончарных изделий. В промышленных масштабах для этого применяются специальные машины - прессы, грохоты, шаровые мельницы и пр. Но для изготовления ее в небольшом количестве весь процесс можно упростить.
Этапы технологии:
- Набрать в карьере глину. Небольшой ком материала следует предварительно обжечь в печи, чтобы убедиться в его пригодности к работе.
- На чистой поверхности разложить комки и высушить.
- Далее размельчить их и удалить имеющиеся примеси щепок, камней, былинок и т. п.
- В измельченную массу добавить воду из расчета три части жидкости и одна часть глины. Раствор тщательно размешать.
- Дать массе отстояться, пока на дно не осядет наиболее тяжелая часть (камни с песком). Оставшуюся осветленную воду следует осторожно слить.
- Вычерпать средний слой глины и погрузить ее в гипсовую ванну или ведро.
- Дать смеси подсушиться до состояния густого теста, тогда во время работы она не будет прилипать к рукам.
- Вымесить глину с целью удаления лишних воздушных пузырьков.
- Качество материала можно проверить следующим образом: скатать жгут с диаметром 15-20 мм, согнуть его не спеша пополам. Если место перегиба осталось гладким, без трещин или практически без них, значит, эта масса пригодна для изготовления свистулек.
- Для надежного сохранения получившуюся массу поместить в целлофановый пакет и герметично его закрыть. В таком виде глина может сохраняться на продолжении нескольких месяцев. В подсохший комок можно добавить небольшое количество воды и перемять его тщательно.
Если в ваших планах - изготовить всего лишь пару свистулек, постарайтесь использовать доступный вам материал без вышеописанной предварительной обработки. Глина из некоторых месторождений уже готова к применению. Если не получается подготовить материал перечисленными способами, тогда его можно приобрести на предприятиях, занимающихся изготовлением керамических изделий, в художественных лавках или онлайн-магазинах.
Глина - прекрасный натуральный материал, который идеально подходит для детского творчества. Каждый ребенок искренне радуется, когда из небольшого серого комка рождается яркая красочная игрушка. Подарите вашим детям мастер-класс по росписи глиняных игрушек, и вы оставите у них незабываемые впечатления о празднике.
Для кого подходит мастер-класс?
Мастер-класс по росписи игрушек из глины подходит для детей всех возрастов. Это не только увлекательное, но и полезное занятие. Лепка развивает пространственное мышление у ребенка, учит его изобразительной грамотности, а роспись помогает почувствовать широкие возможности игры цвета.
Вы можете заказать мастер-класс по росписи игрушек из глины:
- на День рождения,
- праздник в школе или детском саду,
- Новый год или Рождество,
- выпускной или творческий классный час.
Как проводится мастер-класс?
Во время мастер-класса наши опытные мастера:
- Расскажут детям о видах росписи глиняной игрушки;
- Продемонстрируют яркие готовые примеры работ;
- Раскроют секреты росписи игрушки из глины;
- Подскажут, как правильно использовать краски;
- Проконтролируют процесс работы и помогут создать каждому свою оригинальную расписную игрушку.
Вы можете не беспокоиться о ходе мероприятия, потому что мы обо всем позаботились за вас! В стоимость мастер-класса по росписи игрушек входят:
- глиняные игрушки,
- краски и другие расходные материалы,
- все необходимые приспособления,
- одноразовые перчатки и фартуки.
От вас требуется только обеспечить просторное место для размещения участников, необходимое количество стульев и столов и свободный доступ к воде. Каждый из ребят уйдет с праздника с хорошим практическим опытом создания собственной игрушки, яркими впечатлениями и отличным памятным сувениром.
5 причин заказать этот мастер-класс
Русская народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка - это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.
Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим. Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы и бересты.
Дымковская русская народная игрушка «Водоноска»
Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха - символом неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.
Русская народная игрушка из глины и дерева
Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили.
Богородская русская народная игрушка из дерева
Как уже выше говорилось, игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская Мазыкская игрушка, матрешка, птица счастья).
Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX–XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. В Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр. Но спустя время игрушкам стали придавать сатирический характер, с целью высмеивания лжецов и тех, кто наживается на ближних.
Пик развития абашевской игрушки пришелся на XX век, когда многие умельцы по изготовлению посуды из глины уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Как раз в этот период большинство мастеров занялось изготовлением свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у детей. Одним из знаменитых мастеров того периода являлся Тимофей Зоткин . Его работы оказали немалое влияние на последующие поколения.
Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных - животные и птицы, главная особенность которых - чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз. По виду они напоминают фантастических кентавров, которым присуща некоторая сатиричность. Абашевская игрушка призвана высмеивать человеческие пороки, в особенности сребролюбие и обман. Именно поэтому вместе с необычными фигурками животных можно увидеть нарядную барышню, лихого всадника и князя в образе барана с человеческим лицом.
При изготовлении игрушки мастер применяет глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают. Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Тематика росписи - это прежде всего природа и окружающий мир, не лишенные символизма. В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.
Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.
В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины . В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел. Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции.
Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.
Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки :
- Индюк - красочный, словно павлин.
- Барыня - это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
- Барашек - фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
- Лошадь - традиционно в ярко-голубых тонах.
- Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
- Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.
Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко.
Следующий этап - раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый - символ чистоты; черный - лжи; зеленый - природа; красный - силы, здоровья; синий - неба.
Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна - символ зарождения жизни; ромбы - знак плодородия; волны - знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота. В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.
По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Известно, что жители этого города и его окрестностей издавна занимались гончарным делом, делали традиционную игрушку.
По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова. Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и другое). Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.
Каргопольской игрушке свойственна тема деревни. Герои местных мастеров - простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.
Настоящих животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц. Женщин изображали в длинных сарафанах, волосы заплетали в косу, на шее рисовали бусы, а в руки помещали сверток с младенцем или блюдо с пищей. Мужчина изображался обязательно с густой бородой, в расписной рубахе, свободных шароварах и высоких сапогах на небольшом каблуке. На голове шапка или шляпа для защиты от солнца.
Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия, кормилицы. Медведь - символом хозяина леса, олень или баран - символом неба и солнца. Каргопольскую игрушку делали из цельного куска глины, иногда добавляли дополнительные элементы. После обжига фигурку помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревшей муке на поверхности возникали причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывали красками. Подобная технология придавала фигурке рельефность и объем. При росписи наибольшей популярностью пользовались следующие цвета: красный, зеленый, желтый и синий.
Игрушку всегда украшали узором: на изображениях людей это был орнамент на одежде, а животным украшали рога или конечности. Узор был простым и незамысловатым: волнистые линии, геометрические фигуры и цветы. Кроме того, в качестве узора служили изображения на игрушке солнца, неба, луны, огня, земли и воды.
Игрушки из Плешково лепятся из смеси глины со слюдой. После обжига игрушки слюдовые вкрапления придают изделию дополнительный серебристый блеск и искорки по всей поверхности. У обожженных свистулек пористая структура и розовый оттенок. Мастера окрашивают глину в свободной манере и распределяют натуральную краску пятнами. Изначально при изготовлении плешковских игрушек краска не применялась вообще, но более современные мастера растирают для полноценного покрытия свистульки кирпич и смешивают его с выжимкой из лопуха или конопли. Ранее было достаточно найти необходимое количество местной золотистой глины и провести 2–3 полоски вдоль фигурки.
Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. Игрушки отличаются простотой и лаконичностью. Основные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители - сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы - сирин).
Также широко была распространена тема крестьянского быта. Например, очень популярный образ для глиняной фигурки - женщина с младенцем на левой руке. Среди скота чаще всего изображали коров, петухов, баранов, лошадей.
В наше время создаются плешковские колокольчики-свистульки по традиционной технологии и древнерусские мифические символы, например, русалки.
Филимоновская русская народная игрушка
Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Игрушку изготовляли в деревне Филимоново Одоевского района Тульской губрении. Деревня эта находится около залежей хорошей белой глины. Согласно преданию, в этой местности жил некий старец Филимон , который мастерил игрушки. Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ.
К середине XIX века филимоновский промысел получил широкую известность за пределами Тульской губернии. Русский народ любил яркие самобытные глиняные фигурки, покупал их на ярмарках и дарил детям. В это время почти все жители деревни Филимоново жили за счет гончарного производства. Но в начале ХХ века промысел потерял былую популярность. Люди принялись искать новые способы заработка, умельцы стали утрачивать навыки, следовательно, число мастеров и мастериц значительно сократилось. В деревне проживали три женщины, которые не утратили искусство лепки и продолжали делать игрушки. Производство более-менее наладилось в 1950-е годы, когда стал возрождаться среди народа интерес к филимоновским игрушкам. В 1980-е годы филимоновская игрушка вернула себе былую популярность и достигла новых высот, благодаря творческой группе, состоящей из выпускников художественно-промышленного лицея.
Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек. Существуют и местные особенности изображения игрушки. Например, барыню всегда лепят в длинной юбке, в форме колокола, со шляпой на голове. Мужчину изображают в мундире с погонами, фуражке с козырьком и в сапогах с небольшим каблуком. Животных изображают с тонкой талией и длинной изящной шеей. Порой сложно различить зверей друг от друга, и в этом помогает только окрас фигурки или определенные черты. Коня лепят с некрупными коричневыми ушками, барана - с круглыми рогами, а корову - с рогом в форме полумесяца.
В целом филимоновская игрушка отличается от других вытянутой формой и удлиненными пропорциями. Это продиктовано особенностями местности, так как в Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке значительно оседает и трескается. Мастера неоднократно выправляют фигуру, вытягивают ее, чтобы тем самым скрыть неровные контуры и трещины.
Расписывают филимоновскую игрушку скудно. В основном используются желтый, красный и зеленый цвета, а иногда синий и фиолетовый. Однако роспись происходит в определенном порядке: изначально пишут желтые пятнышки, затем обводят их красным цветом или же рисуют узоры, а потом уже дополняют зеленым цветом. Расписывать узорами начинают из центра, используя плавный переход к краям изделия. Следует отметить, что узоры весьма несложные и незамысловатые: полосы, елочки, геометрические фигуры и звезды. При росписи филимоновской игрушки преобладает растительный орнамент: листья, солнце, ветви, ягоды и цветы.
Русская народная игрушка из дерева. Богородская игрушка
Богородская русская традиционная игрушка происходит из села Богородское Московской губернии. Игрушка выполняется из дерева, в основном из липы. Перед изготовлением игрушки липа должна сохнуть два года. Щепки от дерева используют для производства подставок для игрушек. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают. Поверхность готовых фигурок на Руси зачищали наждачной бумагой. Далее игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делали подвижными. Одни игрушки крепились на подставках-тумбочках, а внутрь вставлялась пружина - она и приводила фигурку в действие.
Другие игрушки изготовлялись на планках-разводах («Стадо», «Конница», «Солдаты»). Встречаются игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок. Сюжеты богородской игрушки разнообразны - это герои сказок и басен.
Мазыкская русская народная игрушка
Деревянная мазыкская русская народная игрушка является весьма редкой. Она изготавливалась для родственников - детей, жен, родителей и т. д. На Руси мазыкскую игрушку называли «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар». Вид резьбы, которая делается для игрушки, сохранился в среде мазыков, части сообщества офеней, коробейников, проживавших в бывшей Владимирской губернии, - отсюда происходит и название изделия. Сюжеты мазыкской игрушки разнообразные: люди, животные, птицы.
Основная особенность производства игрушки - использование только топора, другие инструменты применяются крайне редко. Игрушка выполняется из сосны, осины или липы. Традиционно изготавливают ее и из полешка с торчащими сучками. Эти сучки используют в изделии, они могут превратиться в хвост или клюв, а могут стать плавниками у щуки.
Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Изобретение русской матрешки датируется сравнительно недавно - конец XIX века. В этот период знаменитый токарь В.П. Звездочкин , который занимался изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника С.В. Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вложил такие же раскрывающиеся заготовки, но различные по размеру.
Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела русских красавиц. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь. Матрешки производили в артели С.И. Мамонтова в Сергиевом Посаде. Русская матрешка выставлялась на выставках в Париже. Эта удивительная игрушка привлекала внимание иностранцев, которые стали делать заказы русским умельцам.
Русская матрешка
В основном были распространены матрешки, которые состояли из 3, 8 и 12 кукол. Чем больше было кукол, тем ценнее становилась матрешка. Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего изображали домашние занятия барынь. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в платке. Девицы держали в руках серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины ягод. Позднее на матрешках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.
Однажды пытались изменить форму матрешек, например, возникали конусообразные куклы, которые вставлялись одна в другую. Но подобная форма не была популярна среди народа, поэтому мастера вернулись к прежней.
Матрешки различались и по росписи. В настоящее время выделяют следующие виды росписи:
- Загорские (яркие, насыщенные цвета и множество мелких, четко прорисованных элементов);
- Мериновские (крупные цветы);
- Семеновские (строгая симметричная роспись);
- Полховские (изображение цветов шиповника);
- Вятские (барышня-северянка).
Для изготовления матрешки применяют липу, которую после окрашивания покрывают прозрачным лаком на масляной основе. Сперва мастер вытачивает самую маленькую цельную фигурку. Затем делает нижнюю часть следующей фигурки. После обработки этот элемент хорошо высушивает, и только затем проводит подгонку верхней части фигурки. По этой схеме заготавливаются все составные части матрешки. Высушенные детали в обязательном порядке обрабатывают крахмальным клеем, который служит основой для росписи. После того, как изделие высохнет, приступают к росписи матрешек.
Сначала мастер рисует лицо. Голову матрешки изображают прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его дополняет передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами. После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрешку от воздействия влаги и сколов.
Федосеевская русская народная игрушка делалась в деревне Федосеево Нижегородской губернии. В конце XIX века в Нижегородском крае игрушечное дело развивалось повсеместно. В Федосеево проживал умелец Яков Александрович Александров , который мастерил подвижные игрушки из щепок и досок.
Игрушки мастерят с помощью ножа и топора, используя деревянные щепки и дощечки. Щепки и дощечки сколачиваются гвоздиками и расписываются незамысловатыми узорами. Изначально игрушки расписывали гусиным пером. Позднее стали окунать изделие целиком в желтую краску, получая солнечный фон, а затем наносили цветы.
Основной сюжет федосеевской игрушки - кони. Также вырезали кукольную мебель, автомобили, лодки, карусели, санки, самолеты, трамваи, многоэтажные пароходы. К 1930-м годам федосеевские игрушки стали выпускать на промышленной основе в городе Семенове. В 1948 году федосеевскую артель игрушечников присоединили к Семеновскому кооперативу.
Основные цвета федосеевской игрушки - желтый и красный. В 1950-е годы промысел стал терять былую популярность. В настоящее время мастер Н. С. Муравьев возрождает игрушечный промысел.
Птица счастья - игрушка, выполненная с использованием особой техники из дерева. Происходит она из Архангельской губернии. Изначально игрушку называли «Поморским голубком». В середине XX века искусство изготовления этой игрушки было практически утрачено. Возрождать ремесло принялся мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище Лешуконского района Архангельской области. Птицу счастья обыкновенно подвешивали под потолком в переднем углу деревенской парадной комнаты, где располагался стол с лавками. Когда на стол помещали кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно начинала вращаться вокруг оси.
Знаменитый исследователь-этнограф С.В. Максимов сообщает, что в XIX веке подвешенная к потолку щепная птичка была обязательным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники:
Здесь те же голубки из лучинок - досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения.
М.М. Пришвин в своем рассказе «По Маймаксе» упоминает птицу, описывая старика-помора:
А то вот я его сфотографирую, и он повесит портрет в «чистой» комнате над столиком с чистой скатертью. На него будут смотреть из угла преподобные Зосима и Савватий, а с потолка - вырезанный из дерева и окрашенный в синюю краску голубеночек - вроде как бы Святой Дух.
Из приведенной цитаты следует, что такого голубя олицетворяли со Святым Духом. Но и это не народные символы, поскольку и в Евангелии голубь олицетворяет Святого Духа. В 1920-е годы XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» упоминает птицу:
Я остановилась изумленная, широкое окно сияло лазоревым наличником. За ним блестели серебряные океанские дали, а на фоне их покачивалось привешенное на веревочке к оконному наличнику резное суденышко. Оно было так искусно вырезано и оснащено, что, казалось, приплыло сюда из океана, чудом не увеличившись, и повисло на окне. По бокам его покачивались на таких же шнурочках резанные из тонких стружек птицы. Одна, распустив разноцветный хвост, повернула голову к морю; другая, с девичьим лицом и в высокой короне, смотрела в комнату, сложив на груди ярко-синие крылья.
Изготовляли птиц счастья из двух цельных брусков, щепки, без использования клея и креплений. Противоположные концы одного брусочка тонко нарезаются вдоль. Самые кончики вырезают фигурно. На втором бруске с одного конца вырезается голова птички, с другого - продольные разрезы для хвоста. В середине каждого из двух брусков делаются вырезы для последующего соединения. Соединяются они так, что образуется крест. Концы щепок особым образом расщепляют, наподобие веера. В итоге получаются крылья и хвост. Щепные перья иногда скрепляют нитями.
Делается птица обычно из карельской сосны, ели, пихты или сибирского кедра. Изначально изделие светлое, но со временем древесина приобретает золотистый оттенок. В старину на Руси голубков не было принято раскрашивать. В наши дни популярными стали в том числе и раскрашенные птички.
Конспект беседы для учащихся 5-6 классов на тему: «Народные промыслы России. Игрушки из глины»
Данный материал может быть полезен учителям технологии при подготовке внеклассных мероприятий по предмету,учителям ИЗО, а также учителям и воспитателям при подготовке к проведению занятий о народных промыслах России.
Тугарева Ирина Васильевна, учитель ГБС(К)ОУ «Супоневская специальная школа – интернат VI вида».
Цель:
Формирование представлений о многообразии народных промыслов России.
Задачи:
-Знакомить с историей происхождения и особенностями изготовления игрушек из глины как одного из народных промыслов;
-развивать познавательный интерес к изучению народного творчества;
-воспитывать уважение к народным традициям и культуре.
Оформление:
выставка образцов глиняных игрушек: дымковской, каргопольской, филимоновской; матрешки,изделия с хохломской росписью, иллюстрации изделий народных промыслов.
Ход беседы:
Ребята, посмотрите на нашу выставку. Назовите, какие из представленных изделий вам знакомы?
/учащиеся называют /
Россия всегда славилась своими мастерами, народными умельцами. Многим знакома история Данилы – мастера из сказки Бажова «Каменный цветок», знаменитый Левша, подковавший блоху. И конечно, одним из символов русского народного творчества является всем известная русская красавица. А кто она? Давайте отгадаем!
Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… – матрешка!!!
Символом художественных промыслов России стала Матрешка – деревянная игрушка в виде набора из нескольких полых внутри расписных кукол.
Мастеров, славящихся своими золотыми руками, на Руси всегда было немало, их ремесло становилось семейным промыслом. Порой целые деревни занимались одним видом промысла: делали ложки, плели кружева, расписывали посуду или делали игрушки. Сегодня мы познакомимся с одним из видов такого мастерства – игрушками из глины. Игрушки разных местностей отличаются по манере лепки, по качеству и свойствам глины для изделий.
Самые древние игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы. Это маленькие глиняные топорики, погремушки. Находили глиняную игрушку и в раскопках X-XVII веков (Москва, Рязань). Это свистульки в виде птиц, коней, фигурок людей. Глиняную игрушку находили наряду с глиняной посудой. Сначала игрушки из глины были не основным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусочек глины и смастерит забавную игрушку или свистульку на радость и забаву своим детям. Позднее глиняные игрушки стали предметом продажи.
Долгими зимними вечерами делали их для весенних ярмарок: свистульки, всадники, барыни из глины.заниматься игрушками стали целыми семьями, передавая секреты мастерства из поколения в поколение.
Яркая, жизнерадостная,красивая глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.
Дымковская игрушка
Слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области) стала родиной глиняной игрушки, расписанной и обожженной в печи. Дымковская глиняная игрушка – символ русского ремесла. Игрушечных дел мастера создают различные образы: всадники на конях, нарядные барышни, расписные птицы. Глиняную игрушку считают оберегом от зла. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки, вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля.
За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета.
Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни.
Филимоновские игрушки
Филимоновские игрушки изготавливают в деревне Филимоново Тульской области, там имеется очень качественная белая глина. Недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.
Филимоновские игрушки не спутаешь с другими из-за вытянутой шеи, маленькой головы и пестрой раскраски.
Вытянутая форма появляется из-за свойств глины. Когда глина высыхает, то покрывается мелкими трещинами, которые нужно заглаживать влажной рукой. Из-за этого фигурка вытягивается и утончается, обретая непривычную для глаз непропорциональную, вытянутую форму.
Основные цвета росписи филимоновской игрушки: красный, желтый и зеленый.
Основной узоры филимоновской игрушки - это чередующиеся полоски. Но встречаются и ветвистые «елочки, яркие «ягоды», лучистые «звездочки».
Отличительная особенность филимоновской игрушки в том, что это всегда свистульки.
У нарядных барышень и кавалеров свисток прячется в хвостах животных, которых они держат.
Каргопольская игрушка
Каргопольские игрушки мастерят в далеком северном городе Каргополе Архангельской области. Богатые залежи глин способствовали здесь развитию гончарного производства уже в XIX в. Причем наряду с посудой делали и игрушки, которые продавали на ярмарках и базарах. Лепили коней, баранов, оленей, барынь, повозки и многое другое.
Давным-давно, из местной красной глины в Каргополе начали делать посуду, а из остатков глины стали делать игрушки.
Изготавливали их особым - «обварным» способом:
Сначала лепили фигурку, затем её обжигали.после этого погружали в густой мучной раствор - болтушку. Мука пригорала и оставляла на светлой игрушке черный кружевной узор.
Каргопольские игрушки были очень простые и напоминали игрушки из каменного века. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей,оленей, героев сказок и былин. Самая популярная каргопольская игрушка - это Полкан. Первоначально это был получеловек-полупес, позже Полкана стали делать как получеловека-полуконя.
Среди другихсказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах.
Каргопольские игрушки не спутаешь ни с какими другими. Размером они с ладонь, но если долго на них смотреть, то они кажутся огромными великанами.
Проходит время, пролетают годы и десятилетия, а народная игрушка живет до сих пор. Она расцветала, умирала, возрождалась, менялась, превращалась в сувенир, экзотику, но продолжала жить. И она оживает каждый раз, когда мы берем её в руки. Игрушка до сих пор вызывает неподдельный интерес. Глядя на нее, у всех без исключения возникает желание взять ее в руки, поиграть с ней, иметь ее рядом или сделать такую же. Народную игрушку любят за ее простоту и доступность, она дарит радость и тепло человеческих добрых рук, смастеривших её.
Ребята, сегодня мы познакомились с одним из видов народных промыслов – изготовлением игрушек из глины. Скажите, это интересные изделия? Похожи они друг на друга?
Попробуйте назвать их отличительные особенности.
/Учащиеся формулируют свои ответы, называют отличия в росписи и изготовления игрушек/
Мир народной игрушки разнообразен, удивителен и во многом неповторим. Путешествуя по нему, мы можем узнать много интересного. Корни народной игрушки уходят в глубокую древность. Можно сказать, что все, создаваемое взрослыми для того, чтобы порадовать детей, было игрушкой, будь то кораблик из прутиков, вырезанная из дерева фигурка, свернутая из лоскута ткани зверушка или человечек.
Предлагаю вам, ребята, поработать над этой темой и предложить сообщение, мини-проект о народных промыслах по изготовлению игрушек из других материалов. Спасибо за внимание и удачи в творчестве!
Список литературы:
1.Декоративно-прикладное искусство в жизни человека [Текст]: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская - М.: Просвещение, 2001. - 176 с.
2.Народная игрушка [Текст]: учеб.- метод. пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество» / Е.И. Ковычева - М.: ВЛАДОС, 2010. - 159 с.
3. Н.А.Горяева «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», М.; Просвещение, 2001.