Елизавета Румянцева
Для усердия и искусства нет ничего невыполнимого.
Содержание
Для украшения материала существует несколько способов, одним из самых популярных является батик. Под этим названием подразумевается ручная роспись по ткани с применением, так называемых, резервирующих составов. Рисунки, создаваемые своими руками, получаются не только красивыми, но и эффектными. К тому же, это отличный способ занять свое свободное время и увлечься настоящим творчеством.
Что такое батик
Термин батик – это обобщенное название различных способов ручной росписи ткани. В качестве основы данной техники используется принцип резервирования, т.е. покрывания специальным составом тех мест материала, которые должны остаться неокрашенными, чтобы в итоге получился нужный узор. Для получения четких контуров (границ) применяется специальный закрепитель под названием резерв, изготавливаемый на базе бензина, парафина, водной основы.
Техника основана на том, что резиновый клей, парафин и некоторые виды смол и лаков, которые наносятся на материю и не пропускают через себя красящее вещество. Что касается материй, для росписи которых используется техника батика, то ими являются хлопок, шелк, шерсть и синтетика. Для получения одежды с расписанной поверхностью, например, футболки, существует несколько видов батика.
История
Родиной ручной росписи по ткани с применением резерва считается остров Ява (Индонезия). В переводе с яванского техника батик означает «капля воска». Такой тип росписи издавна известен среди народов современной Индонезии и Индии. Вообще созданием рисунком на ткани человечество занимается с незапамятных времен. Разные способы росписи материи были известны в Шумере, Японии, Перу, Индокитае, на Шри-Ланке и некоторых странах Африки.
Невзирая на то, что создание рисунков на материи было известно в разных регионах мира, родиной батика в современном понимании этой техники считается Ява. Мастера этого индонезийского острова смогли достичь небывалых высот и изыска в плане окрашивания тканей. Им удалось за короткий срок сделать из данного ремесла целое искусство. На создание одного полотна у мастеров могли уходить месяцы, и даже годы. Это связано с многоступенчатым этапом подготовки материи: вымачивание, кипячение, отбеливание, длительный процесс окрашивания с нанесением воска, окраской, сушкой.
Из-за длительности процесса первоначально одежду, которая была покрыта узорами с помощью батика, носили только аристократы. Мастера острова Ява использовали хлопковые ткани, передавая секреты ремесла из поколения в поколение. Интересной особенностью является то, что узоры у разных семей могли существенно отличаться друг от друга. Выполненные узоры имели разнообразную тематику: от растительных орнаментов и геометрических узоров до мифологических сюжетов. На северном побережье острова используются более светлые оттенки, чем в центральной части.
Достоверно известно, что по рисункам на одежде можно было определить, к какой касте относится тот или иной человек. Повторять традиционные королевские орнаменты запрещалось. Каждая девушка в своем приданном обязательно должна была иметь вещи, украшенные при помощи техники батика. К примеру, красочные материи, занавеси, настенные панно, предметы гардероба. Даже сегодня у народов Явы одежда из расписанных вручную материалов пользуется большой востребованностью, часто она изготавливается в коммерческих целях.
В XVII-м веке, когда Ява стала голландской колонией, батик начинает поступать в страны Европы. В дальнейшем европейцами был изобретен электрический прибор батик-штифт, с помощью которого можно было хранить воск в расплавленном состоянии. В 1801-м году Жозе-Мари Жаккар создал автоматический станок со специальными перфокартами, благодаря которому появилась возможность производить полотна с рисунками, созданными художниками. Благодаря этому техника батика перешла на новый уровень. Самую большую популярность в Европе она приобрела лишь в конце XIX-го века.
Виды
Техника росписи ткани делится на несколько видов в зависимости от того, какие материалы используются, и какие этапы необходимо преодолеть, чтобы получить поверхность с эффектным рисунком. Особенность того или иного вида состоит в том, что один вариант идеален для синтетических волокон, второй – для декорирования шелка и т.д. Более детально ознакомиться с их отличиями вы можете ниже:
- Горячий батик. В качестве резерва применяется воск. Для его нанесения используется специальный инструмент, называемый чантингом. Воск помогает ограничить распространение красящего вещества, т.к. не поглощает его. Такой вид росписи называется горячим вследствие того, что используемый в нем воск обязательно расплавляют. Нанесение краски осуществляется в несколько слоев, по окончании работы воск тщательно удаляют. Такой способ применяется для росписи хлопчатобумажной ткани.
- Холодный вид. Идеально подходит для декорирования искусственных материалов, шелка. В технике применяют краски, изготовленные на базе анилина. Резерв бывает густым, если в его составе имеются резиновые составляющие и негустым, когда в качестве основы выступает бензин. Резиновые наносятся из тюбиков, а бензиновые с помощью стеклянных трубочек. Кроме того, могут использоваться как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный вид подразумевает однослойное нанесение краски, в связи с чем, работа требует от исполнителя большей аккуратности по сравнению с горячей технологией.
- Свободная роспись. Широко применяется на материалах из натурального шелка и синтетических волокон. Для нее мастера часто применяют масляные краски и анилиновые красители.
- Складной батик «сибори». Особенность этого вида состоит в том, что мастер выполняет перевязывание материи определенные образом, и только после этого окрашивает ее.
- Узелковый вид. В этом случае на окрашиваемой ткани сначала делают множество небольших узелочков, перевязывая каждый из них ниткой. После окрашивания поверхности их аккуратно убирают.
Техника выполнения
Прежде всего, на полотно наносятся краски, чтобы на стыке разных оттенков получились четкие и ясные границы. Для этой цели используется резерв, т.е. специальный закрепитель на основе бензина, парафина и т.д. – состав варьируется в зависимости от выбранной техники, материала, красок. В основном выделяют следующие типы техник:
- холодную;
- горячую;
- свободную роспись;
- свободную роспись с применением солевого раствора.
Холодный батик
Роспись по ткани батик, как хобби, подойдет в основном терпеливым людям, т.к. этот процесс является трудоемким и длительным. Одной из популярных техник является холодная, которая появилась гораздо позже горячей, с развитием химической промышленности. Ее появление упростило работу. Роль воска в холодной технике выполняют специальные резервы, которые не нужно нагревать, вытравливать и снова наносить.
Для работы потребуется создать отдельное рабочее место. Идеальным вариантом является хорошо проветриваемое помещение, например, балкон. Связано это с тем, что пары резервирующего вещества оказывают не совсем хорошее влияние на здоровье. Если вы собираетесь использовать расписанный материал для применения в виде скатерти, шарфа и т.п., то учтите, что нужно произвести закрепление краски: запекание в духовке, запаривание на водяной бане без контакта с конденсатом/водой, утюгом. Если этого не сделать, то при первой стирке вся работа смоется. Вам понадобится:
- простой карандаш;
- резерв (черный), стеклянная трубочка для него;
- каланоковые кисти, анилиновые составы;
- кнопки, подрамник;
- натуральный шелк (крепдешин).
Определитесь с выбором эскиза, для него вам потребуется лист тонкой бумаги. Если вы хотите что-то эффектное, то отдайте предпочтение цветам. Нанося элементы на полотно, старайтесь рисовать их так, чтобы каждый из них имел замкнутый контур. Наносить резерв на контуры нужно без задержки, но и без спешки. Последовательность действий:
- Для начала постирайте материю, затем натяните предварительно высушенное полотно на подрамник, используя кнопки.
- Возьмите стеклянную трубочку, наполните ее резервом. Нанесите состав на контуры элементов.
- Для увеличения количества оттенков разбавьте одну и ту же краску разным количеством воды. Используйте баночки из-под йогурта, одноразовые стаканчики.
- Займитесь росписью цветов (от светлого до темного тона) и фона.
- Возьмите соль, присыпьте ею полотно и дайте ему подсохнуть. Стряхните соль и после того, как материя высохнет, уберите ее с подрамника.
- Через 24 часа прокипятите полотно (около 3 часов), постирайте в теплой мыльной воде.
- Обязательно прополощите творение, добавив в воду чуточку уксуса. Аккуратно отожмите изделие и прогладьте его, пока оно влажное.
- После окончания процедуры выдуйте резерв обратно в емкость, а стеклянную трубочку ополосните в бензине. В противном случае остатки состава затвердеют, и инструмент станет непригодным для дальнейшего применения.
Горячий
Батик на одежде смотрится красиво и эффектно. Решив приобщиться к такому хобби, обратите внимание на горячий способ. Он подходит для тех, кто не любит кропотливо закрашивать каждый кусочек полотна, просиживая за этим делом по несколько часов. Даже без больших стараний у вас может получиться полотно, из которого сошьются эксклюзивные юбки, платки и даже костюмы. Работа при такой технике ведется с расплавленным на огне воском, стеарином, парафином или их смесью, поэтому будьте осторожны. Перечень инструментов, которые могут понадобиться при декорировании полотна:
- натуральная ткань, к примеру, хлопок, шерсть, шелк;
- картонный трафарет;
- красящие средства для росписи по ткани;
- стакан для воды;
- воск, чантинг;
- кисточки, резиновые перчатки;
- целлофан, газеты:
- фен или утюг.
Для работы вам лучше надеть одежду, которую не жалко будет испортить, т.к. краска для ткани практически не отстирывается. Как вариант, наденьте непромокаемый фартук. Горячая технология батика состоит из следующих действий:
- Для нанесения на полотно одного из перечисленных растворов воспользуйтесь специальным инструментом – чантингом. Он похож на леечку с тоненьким кончиком. Хотя, в последнее время широкое применение приобрели кисти, с помощью которых наносят мазки и точечные капли на ткань. После этого сверху нужно нанести слой краски.
- Далее можете снова нанести на некоторые зоны воск и другой тип краски. Чтобы узоры стали упорядоченными, используйте штампы, которые нужно окунать в расплавленный воск. Можете использовать 2-3 тона и больше.
- Как только краска высохнет, избавьтесь от воска. Для этой цели положите на ткань газету и прогладьте ее – она должна впитать расплавленное вещество. Затем положите новую газету и повторите процедуру. Делать это нужно до тех пор, пока воска на полотне совсем не останется.
Свободная роспись
Благодаря такой технике батика можно проявить все свои способности в области рисования, т.к. здесь нельзя сформировать рисунок по какому-то определенному шаблону. С помощью свободной росписи создается индивидуальное и неповторимое произведение. В основном такой тип техники практикуют с применением масляных красок со специальными растворителями или анилиновых красителей. Можете даже ставить эксперименты, добавляя где-то солевой эффект или резервирующий состав, или используя спиртосодержащие вещества, чтобы увлажнить ткань. Способы свободной росписи в батике:
- красками, загуститель из резервирующей жидкости;
- с помощью красок, солевого раствора;
- печатными красками;
- масляными красками;
- по шелку, аппретирующий загустителями.
Свободная роспись с применением солевого раствора
Сущность этой техники заключается в том, что натянутую на рамку ткань, в зависимости от конкретного рисунка, пропитывают водным раствором соли (поваренной) и после ее высыхания производят роспись полотна. В некоторых случаях ее проводят красками из основных красителей, в которые был введен раствор соли. Такой подход помогает ограничить растекаемость краски по ткани и предоставляет возможность создавать рисунки свободными мазками. При этом можно варьировать как форму, так и степень насыщенности тем или иным цветом.
Следует добавить, что свободную роспись красками, в состав которых введен раствор поваренной соли, можно удачно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этой цели некоторые фрагменты рисунка создают свободной росписью с доработкой графическим рисунком. Фоновые перекрытия в этом случае осуществляют на участках, которые ограничены резервом. Вместо соли в качестве грунта может использоваться желатин или крахмал. Решив углубиться в это ремесло и попробовать создать эффектный рисунок таким способом, подготовьте следующие инструменты, материалы:
- анилиновые красители:
- солевой раствор;
- отрез шелковой ткани, который натянут на раму;
- эскиз будущей работы;
- кисти для работы с красками разной толщины, кисти-флейц для пропитки материала, синтетика;
- пипетка для забора краски, вода для промывки кистей;
- палитра;
- мягкий карандаш 8В.
Для приготовления солевого раствора возьмите пару столовых ложек соли на стакан воды. Разводить соль нужно в горячей воде в эмалированной или стеклянной посуде, чтобы все кристаллики растворились. В зависимости от поставленной задачи нанесите предварительную роспись очень мягким карандашом на натянутом шелке. Роспись по соляному раствору состоит из трех этапов:
- Роспись по-сырому. Подготовьте на палитре нужные цвета перед тем, как шелк пропитается раствором из соли. Кроме того, для разбавления красок используйте только солевой раствор. Пока шелк еще сырой, широкими прикосновениями или мазками кисти нанесите краски на свои места. По очень влажной ткани краска начнет растекаться неожиданными формами.
- Роспись по полусухому шелку и нанесение пятен второго плана. Пока шелк влажный и на нем образуются солевые кристаллики, вы сможете добиться живописных эффектов. Краска не разбегается неконтролируемо во все стороны, но от кисточки останется след, который впоследствии немного расплывется. Особенно это идеально для имитации природных фактур.
- Графическая прорисовка деталей, относящихся к первому плану. Как только солевой раствор высохнет, ткань станет хрустящей, а краска едва заметно растечется по ней. Продолжите работу прорисовкой деталей путем нанесения коротких мазков или ставя разного размера пятна.
Батик для начинающих
Занимаясь росписью ткани, вы обязательно почувствуется свою причастность к высокому искусству, особенно, когда начнете получать эффектные узоры и рисунки на ткани. Со временем вы сможете выработать собственный дизайн и стиль, в котором будет выдержаны разные предметы вашего гардероба. Новичкам лучше остановиться на технике холодного батика, т.к. горячий вариант является более сложным, трудоемким. Строго придерживайтесь технологии, чтобы сделанная работа получилась необходимого качества:
- Вначале потребуется натянуть ткань на раму так, чтобы она не провисала. Мастера батика часто натягивают мокрое полотно, т.к. после высыхания она делается более упругим.
- Подготовьте эскиз, который рисуют карандашом на бумаге.
- Далее эскиз переводится на материю. Для этой цели бумагу закрепляют под материей так, чтобы линии узора можно было обвести на полотне мягким карандашом.
- Обведите контуры, используя резервирующий состав. Чтобы набрать резерв, опустите носик стеклянной трубочки в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставьте спринцовку (резиновую) – с ее помощью жидкость будет всасываться в трубочку.
- Затем проверьте контур. После полного высыхания резервирующего состава необходимо пройтись смоченной в воде кистью по всему рисунку по одну сторону от контура, а через некоторое время убедиться в том, что вода не перешла за линию резерва. Если вы обнаружите места, где контур окажется слабым, то после полного высыхания материи снова пройдитесь резервом по этим зонам.
- На шестом шаге займитесь окрашиванием росписи. Будьте предельно аккуратны.
- В конце снимите работу с рамы и закрепите батик при помощи проглаживания, запекания или как вариант, можете распарить (запарить) на водяной бане.
Что нужно приготовить для первых занятий
Прежде чем начать осваивать одну из техник батика, подготовьте соответствующие принадлежности. При этом помните, что успех закрепления цветов зависит и от качества используемых красок. В любом случае, стирать одежду с батиком нужно в прохладной воде с добавлением небольшого количества уксуса. Для первых занятий вам обязательно понадобятся:
- Пяльцы или рама. Если вы планируете нанести роспись на небольшую площадь, то отдайте предпочтение пяльцам для вышивания. Если же вы собираетесь работать с большим форматом, то подготовьте специальную раму для батика – вполне подойдет и обычный подрамник. Крепить ткань на раме нужно на крючки, которые идут с ней в комплекте. Что касается подрамника, то закрепить на нем ткань можно ниткой и иголкой, причем сделайте это так, чтобы ткань не соприкасалась с рамой. Более простой вариант – закрепление ткани мебельным степлером (не подойдет для шелка) или кнопками.
- Бумага. Подготовьте лист (или несколько) тонкой бумаги, чтобы сделать предварительный эскиз. Размер листа должен равняться площади рисунка на полотне.
- Ткань. Лучше всего подходят тонкие натуральные ткани типа шелка, батиста, двунитки. Плотный материал не подойдет, т.к. резервирующий состав может не пройти через толстые волокна, в результате чего появится «взрыв» краски – один цвет начнет переходить на края и зону другого. Начинающим художникам рекомендуется остановить выбор на батисте.
- Материалы, инструменты. В стандартном наборе для батика есть резерв, стеклянная трубочка для него и краски. В некоторых наборах встречается контурная жидкость, готовая к нанесению – заливается в тубу с тонким наконечником. Можно сварить резерв самостоятельно, но это занятие является не только трудоемким, но и пожароопасным.
Рисунки для батика для начинающих
Относительно простым вариантов для новичков является рисунок в виде композиции из цветов. Он отлично смотрится на детской и взрослой одежде, полотнах, которыми декорируются помещения. Чтобы на материи красовался целый букет, выполните следующие действия:
- нарисуйте три овала разного размера;
- в центре каждого овала изобразите волнистую цветочную сердцевину, а внизу – стебель;
- нарисуйте вокруг каждой сердцевины по цветку;
- изобразите наверху с правой части цветков бутон;
- сделайте более объемные стебли, подрисуйте к каждому из них листья;
- нарисуйте листья и вокруг цветков;
- в конце аккуратно сотрите все вспомогательные окружности.
Другим не менее интересным и быстрым вариантом является букет роз. Чтобы получить такой эскиз, нарисуйте на бумаге несколько окружностей, после чего преобразуйте каждую из них в распустившийся многослойный бутон. Потренируйтесь на бумаге, чтобы в дальнейшем вы смогли нарисовать розы резервом на материи с первого раза. Рисовать букеты цветов на полотне придется без каких-либо вспомогательных линий.
Видео
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!Что такое "батик"
Искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков, а крашение и набойка тканей являются одним из самых давних ремесел. Родиной их считают Китай и Индию, где еще примерно за 4 тыс. лет до нашей эры применяли для этого природные красители растительного и животного происхождения.
Слово «батик» - явайского происхождения и в переводе обозначает «рисование горячим воском». Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира - индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика. Явайских узоров известно около десяти тысяч, и все они на редкость разнообразны. Большинство исследователей считает, что батик зародился в XIII - XIV вв. а широко распространился в XVII в., когда был изобретен «чан-тинг» - оригинальный инструмент для нанесения узоров расплавленным воском. Это маленькая медная посудина с одним или несколькими загнутыми носиками, с бамбуковой или деревянной ручкой. В наше время техника батика на Яве почти полностью вытеснена методом штамповки «чап». Ажурный металлический блок с узорами из тонкой проволоки опускает в горячий воск, потом плотно прижимают к ткани, а в полученный контур рисунка заливают краску.
Наиболее распространенным является способ оформления тканей при помощи резервирующих смесей (резервов), известный под названием батик. Суть его состоит, в том, что участки ткани, которые не должны быть закрашены, покрывают резервом (пчелиный воск, парафин, разные смолы), который пропитывает материю, защищая ее от краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску и закрашивают, а дотом удаляют с нее резерв. В результате этого на материи получается белый рисунок на закрашенном фоне.
Ручной способ росписи тканей состоит из нескольких видов: так называемого холодного батика, горячего батика, свободной росписи тканей и узелкового батика. Каждый из них имеет свои особенности.
При холодном батике резервирующую смесь (резерв) наносят на ткань в виде замкнутого контура, и в пределах этого контура красками расписывают изделие. Рисунки холодного батика имеют графически четкий характер и количество красок, которые при этом используют, не ограничено.
При горячем батике расплавленный воск (резерв) применяют как для нанесения контура, так и для покрытия отдельных участков ткани, чтобы защитить их от краски.
Рисунки горячего батика менее графичны, наблюдаются переходы тонов - они более живописны.
Третий способ ручной росписи тканей - свободная роспись. Известно несколько способов этой росписи. Рисунки на ткани при этом методе наносят свободными мазками, и только заключительная обработка может иногда исполняться при помощи резерва.
Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками и дальнейшего окрашивания
Список литературы
А. Я. Жолобчук "Подарки из батика"
Холодный батик – одна из самых популярных техник росписи ткани. Отличительной ее особенностью является использование резерва, которым обводят все элементы композиции. Это ограничивает «растекаемость» краски.
При этом способе росписи ткани используется не расплавленный воск, а специальный состав – так называемый «резерв». Он не требует нагревания, отсюда и название техники.
Роспись ткани
Само слово «батик» в переводе означает «воск». То есть значально под ним подразумевали исключительно горячий вид росписи. Но на сегодняшний день большинство художников называет роспись с помощью резерва «батиком», поэтому такое наименование прижилось в творческой среде.
Появление холодного батика
Его история начинается с появления в Европе горячего батика. Голландские купцы привозили из колонизированной Явы ткани, расписанные с использованием этой техники. И вскоре книга об этом искусстве вызвала большой интерес среди европейцев. Но горячий батик, несомненно, процесс очень трудоемкий, поэтому художники начали искать альтернативные способы облегчения и ускорения процесса росписи.
pixabay.com
В начале 20 века эта альтернатива была найдена. Вместо воска можно было использовать резерв. Художники, объединившись в артели, смогли использовать холодный батик на производстве по росписи шелка. В России эта техника стала популярной с 1936 года.
Процесс росписи ткани
Состоит из двух крупных этапов – подготовки и непосредственно работы над росписью.
Подготовительные этапы
На первом этапе внимательно прорабатывается эскиз. Опытные мастера обычно пропускают этот шаг, так как уже умеют работать и без него.
- Подготовка эскиза.
В качестве принта и узоров часто используют цветы. Такой орнамент легко вписать в любую композиционную схему. Кроме того, особенности техники позволяют делать цветы на ткани детальными и выразительными.
Эскиз советуют выполнять в натуральную величину. По сути это позволяет хорошо набить руку перед росписью на шелке. Так можно обнаружить и исправить ошибки, выстроить процесс работы и максимально точно перенести замысел на полотно.
- Требования к эскизу.
Для выполнения техники холодного батика подойдут не все картинки. Важно, чтобы каждый элемент изображения на эскизе имел замкнутые контуры. Это нужно, чтобы цвета не смешивались между собой (только если подобное не замысел художника). Также на эскизе должны соблюдаться законы композиции. Цветовое решение также стоит продумать на первом этапе.
Когда новичок только набирает опыт, лучше ограничить количество мелких деталей. Это риск размазать резерв, сделать рисунок «грязны». Мелкие детали к тому же сложнее обвести резервом, они часто сливаются в одно пятно.
После подготовки эскиза его можно обвести маркером. Так линии будут лучше видны сквозь ткань.
- Подготовка инструментов и рабочего места.
Подготовленную ткань нужно туго натянуть на подрамник, чтобы при смачивании она не провисала, а краска не перетекала на соседние участки. Некоторые художники натягивают влажную ткань, в этом состоянии она более эластичная.
Для батика используют специальные рамы.
Перед началом работы подготавливают и колер. В красках для батика нет белого цвета, для создания светлых оттенков их разбавляют водой. Полученные цвета проверяют на образце той же плотности, что и основная ткань. Так можно убедиться, соответствует ли интенсивность цвета задуманной.
Специальные инструменты для холодной росписи – непосредственно связанные с резервом. Это может быть стеклянная трубочка и груша, с помощью которой резерв набирают, либо готовая туба с резервом. Как еще один вариант – специальная пластиковая емкость с длинным носиком, которую легко подобрать по фото.
decor-doma.ru
На носик надевают насадку, чтобы добиться тонкости линий.
Остальные необходимые инструменты те же, что и для свободной росписи.
Работа над росписью
Эскиз закрепляют на ткани с изнаночной стороны. Прилегать он должен плотно, чтобы все линии могли быть видны. Для этой цели зачастую используют световой стол.
Если резерв темный, то на ткань все линии переносят карандашом. Если прозрачный – исчезающим маркером.
Наносится состав по всем линиям, предусмотренным эскизом.
Качество нанесения проверяют чистой водой – смачивают участок предполагаемой росписи. Если вода не покинула границ, резерв нанесен хорошо. Если вода вытекла, то ткань высушивают и линию дублируют.
Если полотно прикреплено на подрамник, краска может перетекать от одного участка к другому. Для предотвращения этого достаточно провести линию резерва по периметру работы, где материал соприкасается с внутренним краем подрамника.
- Работа в цвете.
- Начинать роспись лучше со светлых участков. Ошибки, сделанные светлыми оттенками, впоследствии можно перекрыть темными.
- Если краска преждевременно подсыхает, она образует дефект (затек). Чтобы краска наносилась равномерно, ткань до начала процесса увлажняют.
- Смочить материал обязательно и в том случае, если краска наносится с эффектом «омбре» градиентом из нескольких цветов.
- От степени увлажненности зависит резкость цветовых переходов. Так Чтобы прописать четкую линию, кисточка с краской и поверхность шелка должны быть практически сухими.
- Скрытый резерв.
Контур вокруг каждого элемента придает дополнительную «декоративность» холодному батику. Если запланирована более сложная и реалистичная работа, то используется прием «скрытого резерва».
- Прозрачный резерв наносится на высохшую расписанную ткань.
- После этого внутрь нового контура заливается следующий цвет, темнее фонового.
- Затем прозрачным резервом рисуется силуэт цветов. Важно нанести резерв без разрывов, потому как выявить дефект, не смачивая ткань, будет сложно. После высыхания резерва делается заливка рисунка насыщенным цветом. В итоге получаются цветы без белого контура. Если бы резерв наносился на неокрашенную ткань, получился бы противоположный эффект.
Скрытый резерв – это работа в несколько перекрытий, ее технику можно сравнить с горячим батиком. В результате создается впечатление работы без резерва.
Фиксирование красителя
Закрепление красителя – важный завершающий этап, обеспечивающий устойчивость рисунка к воздействию воды. Если работа выполнена акриловыми красками, то закреплять их нужно утюгом на режиме «хлопок», проглаживая в течение 2-3 минут с изнаночной стороны. Некоторые производители предусматривают фиксацию красителя в духовом шкафу, микроволновой печи или же при помощи специальной жидкости-фиксатора.
Если работа выполнена закрепляемыми паром красками, ее подвергают воздействию пара при постоянном давлении 0,5 атм. Для этого нужны профессиональные электрические запариватели либо для газовых плит или автоклав. Возможно и закрепление красителя в домашних условиях без специального оборудования. Но тогда хорошего результата достигают только опытные мастера.
Технология холодного батика позволяет расписывать разные участки ткани в произвольном порядке. Благодаря тому, что резерв разделяет роспись на фрагменты, количество используемых цветов и варианты их сочетаний не ограничены.
pixabay.com
Подобный вид росписи используется для одежды, оформления интерьера, создания аксессуаров. Ткани, расписанные в этой технике, на ощупь мягче тех, что расписаны в технике горячего батика.
Холодный батик имеет не такую богатую историю появления и развития, как горячий, но очень удобен и пользуется большой популярностью как у начинающих, так и профессиональных художников.
Техники батика — один из основных вопросов для тех, кто увидел однажды расписанный вручную платок или картину в стиле «батик».
Существует несколько техник батика, каждый различен по степени сложности, эффекту получаемого изображения и материалам и приемам, которые используются для росписи ткани. Самая древняя техника батика —
Горячий батик
Сразу обмолвлюсь, что горячий батик, ко всему прочему, еще и один из самых сложных видов росписи ткани. Но зато и эффект, который выйдет у вас, будет необычайным, запоминающимся, очень интересным. Вот почему, наверное, говорят, что если тебе однажды понравиться горячий батик, трудно потом уже от него отказаться.
Сама я еще не решила для себя, нравится ли мне работа с горячим воском и всем прочим. Честно говоря, пробовала еще слишком мало. Но то, что делают мастера горячего батика – да. Очень нравится. Итак,
Суть горячего батика
Так прозвали его неспроста. Дело в том, что работа здесь ведется с расплавленным на огне (и поэтому горячим по температуре) воском (чаще всего), парафином, стеарином или их смесью. Их быстренько (чтоб не успели застыть во время «пути» наносят на ткань при помощи особой кисти из щетины. Обычные тут не годятся.
Есть такое специальное приспособление для нанесения контура из расплавленного воска, называется оно . Выглядит так:
Места, которые покрыты воском, краска не затрагивает. Можно достичь великолепных эффектов «лепки цветов», сочетая прокрашенные и непрокрашеные места полотна. Кроме того, в красиво создаются некоторые эффекты, например, эффект «кракле» или «кракелюр».
После того, как работа готова, воск с ткани удаляется с помощью горячего утюга и кипы старых газет. Куда более прост —
Холодный батик
Его изобрели уже гораздо позже, с развитием химической промышленности, упросив работу тех, кто любит батик, но кому кажется чрезвычайно сложным работа с воском, вытравливание его с готового изделия и прочие премудрости.
Особенно красиво смотрятся в технике узелкового батика футболки, платья, скатерти, салфетки.
Свободная роспись
Такая техника батика особенно проявляет талант художника, здесь нельзя создать рисунок по готовому шаблону. Создается индивидуальная неповторимость произведения.
Несмотря на все эти техники батика, существует множество дополнительных эффектов, используя которые можно добавить работе выразительности и своеобразия, например, «кракелюр», использование мочевины или необычный эффект от спирта.
Введение.
Батик – искусство ручной росписи тканей. В настоящее время, как и во времена процветания Индонезии, батик не теряет своей актуальности. Батик широко применяется при дизайне интерьеров. С помощью батика можно расставить акценты в нужных местах, придать эксклюзивность различным деталям интерьера: шторам, ширмам, абажурам, пуфикам, подушкам, проще сказать - создать настроение всей комнаты. А интересные приемы и особенности техники батика позволяют добиться необычных результатов. Художественная роспись по ткани вносит душевность, легкость, уют, изящность, чувственность.
Батик часто используется и как самостоятельное произведение искусства. Он также востребован модельерами и применяется для пошива одежды.
Творчество БАТИКА даёт:
а) Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее. Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение. 1 Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность" (Г.С. Батищев). Творчество - не сплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения. П.И.Чайковский писал о своем творческом состоянии: «...в другой раз является совершенно новая самостоятельная музыкальная мысль. Откуда это является - непроницаемая тайна. Сегодня, например, с утра я был охвачен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнем вдохновения, благодаря которому я знаю заранее, что все написанное мной сегодня будет иметь свойство западать в сердце и оставлять в нем впечатление».
*Ознакомление с техникой батика.
*Изучение техники батика и художественного решения.
*Углубить знания о декоративно-прикладном искусстве, систематизировать знания о искусстве.
*Освоить основные приёмы росписи ткани.
Батик. Особенности технологий и художественного решения.
Что такое батик
Большинство людей под словом «батик» понимают расписанную от руки ткань. В более профессиональном узком смысле батик - это конкретная технология окрашивания ткани или обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть нанесение состава, не пропускающего краску на те места ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор.
В Большой Советской Энциклопедии говорится, что «батик основан на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для краски составом (при горячем батике - разогретый воск, при холодном батике - резиновый клей), с последующим окрашиванием в баке или тампонами...».
Батик это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В настоящем издании все желающие обучиться данному искусству или усовершенствовать свои навыки найдут простые и ясные инструкции по созданию работ на ткани, сведения о материалах и основных видах техник, советы по созданию собственных работ, а также большое количество фотографий, пошагово демонстрирующих процесс работы над произведением от самого начала и до конца. Здесь же предложено множество шаблонов, которыми вы сможете воспользоваться и создать работы не хуже представленных здесь.
Итак, наиболее характерная особенность батика - это резервирование, т.е. нанесение определенного состава на ткань с целью сохранить и выделить цвета узора или фона. Но сейчас под этим термином подразумевают не только восковую технологию многоэтапной окраски ткани, но и узелковую технологию, и жгутовую, и японскую многоцветную высокохудожественную роспись по шелку, и китайскую сине-белую окраску шелка. Причем в современной художественной среде именно последняя технология является самой популярной. И все это батик - древнее, удивительно многообразное искусство, которое сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства.
Батик объединил в себе особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств, таких как графика, акварель, витраж, пастель, мозаика и другие. Интересно и то, что значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяют расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.
История развития батика
Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного слова «анбатик» - рисовать, писать. При изготовлении батика, кроме красителей, использовались специальные составы - резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем окрашивание. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке ткани уделялось особое внимание: ее вымачивали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плотности. После этого начинался многодневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в создаваемом рисунке. Как правило, таких циклов было не более десяти. Это связано с достаточно ограниченным количеством природных красителей, которые использовались в традиционном индонезийском батике. Теплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до темно-коричневого, подчеркивалась сочными тонами индиго - самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые разные: от абстрактных рисунков до сложнейших орнаментов - для украшения одежды: многофигурные жанровые или религиозные композиции - для жилищ и храмов. Батик в древности был распространен не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана» и «лахерия». Китайцы подарили миру шелк и, как следствие, - способ его окраски. Техника «лацзе» - в переводе «узоры воском» - очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным воском, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки неприкрашенной ткани. Существовал и другой метод, при котором ткань вначале полностью окрашивали, а после нанесения узора из воска опускали в щелочной раствор, возвращавший фону росписи его первоначальный цвет. Такая роспись могла быть и многоцветной. В Японии, куда батик, по мнению ученых, попал из Индии или Китая, он назывался «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изумительные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно. Когда в начале XVII века в Индонезию проникли голландцы, они обратили внимание на поразительное сходство храмовых батиков-панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, европейцы модернизировали это искусство, превратив его в полупромышленный способ окраски тканей. В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой, и батик почти на полстолетия становится уделом кустарей - ремесленников. Произошло это благодаря энтузиазму небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отправлялись в далекие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика, посвящая этому многие годы жизни. Затем, возвращаясь па родину, они делились своими знаниями. Таким образом, уже к середине прошлого столетия техника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последователей по всему миру. Во второй половине прошлого века огромное количество художников и просто любителей со всего мира отправляются изучать технику на родину батика. Расписывать батик становится не только модным, но и престижным. При этом техника фактически не меняется, а переносится механически в другие страны и культуры. Батик имеет в основном утилитарный характер.